Как жил…

Жизнь… Как быстро она бежит… Вот ты босоногий малец, вот уже делаешь шаги во взрослую жизнь, уже работник и бац – пенсионер… Вспоминаешь как жил.

…Мне было 5 лет, когда началась война. В тот год отец заработал много хлеба — урожай был хорошим, а в декабре 1941-го ушёл на фронт, и мы остались с матерью — трое детей, я самый малый.

Через наш хутор Подгорный Фрунзенского (сейчас Серафимовичского) района проходило много военных частей. А когда немец занял Серафимович, потянулись беженцы. Помню, как по ним строчили из пулемётов из пролетающих немецких самолетов… Они летали бомбить железнодорожный мост через Медведицу. В терниках напротив нашего двора стояли зенитки, но они почему-то не стреляли. Наверное, был приказ не обнаруживать находящиеся воинские части в лесу. Они готовились к наступлению.

До половины войны у нас ещё тянулся хлеб, заработанный отцом. Потом кончился да ещё корова пала, и мы остались без хлеба и молока. Вот тогда-то голодку хватили. Стали собирать лесные яблоки, сушить. Набрали 16 мешков желудей, мать их варила, расщёлкивала и сушила. Сушеные яблоки и жёлуди толкли в гильзе от снаряда, просеивали и пекли лепёшки.

Мать работала в колхозе, в конце года давали зерно — 250 грамм на трудодень. За год 100 трудодней, значит 25 кг зерна. В основном женская работа была в летний период на посеве и в уборку. Много не заработаешь.

Мы, дети, росли. Сестра и брат уехали во Фролово: она устроилась на работу в воинскую часть, он — в артель «Красный вагранщик». Вскоре и мы с матерью переехали во Фролово. Я окончил школу, пошёл работать тоже в «Красный вагранщик» (позже — завод «Металлист»). Перед армией проработал два года слесарем. Без отрыва от производства окончил курсы шоферов. 17 августа 1955 года получил права, а 25 августа ушёл на службу в армию.

Служил в Польше. За всю службу, а это 3 года и 3 месяца, нас никого не пустили в увольнение. Незадолго до этого в одной из частей вырезали караул, и в целях безопасности увольнительные отменили. Моя служба в основном проходила за рулём автомобиля. Там же, в армии, я окончил курсы шофёров на 2 класс.

 

Вернувшись домой во Фролово, устроился в автохозяйство водителем автобуса. Мне довелось первому проехать по маршруту №5. Помню тот день: идёт кто-нибудь по ходу, я останавливаюсь и объясняю, что здесь будут ходить автобусы, там-то и там — остановки. Первые дни нам давали план — 5 рублей, билет стоил тогда 5 копеек.

Во Фролово стали строить сталелитейный завод. Я переквалифицировался в автокрановщика. Работал на стройках стальзавода, жилых домов, очистных сооружений, прудов-накопителей, завода ЖБИ и ССК. Оставил свой след и в истории города.

Александр Серкин.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*