Железная дорога длиною в жизнь. Движенцы

Осмотрщики вагонов стучат специальным молотком по колёсам и по звуку определяют дефекты в ответственных узлах вагонов.

Они занимаются организацией и управлением процесса перевозок на станции и обеспечивают безопасность движения поездов

…Служба движения появилась вместе со станциями и всегда обладала большим и важным функционалом. В 19 — начале 20 вв. в её обязанности входили и регулировка движения поездов, и приём пассажиров и грузов, выдача билетов и квитанций за принятый товар, а также разбор претензий со стороны пассажиров и грузоотправителей, подбор служащих, хранение движимого имущества станций, сбор статистических данных и подготовка отчётности по всем направлениям деятельности станции.

…Изначально, как и на всех станциях царской России, на ст. Арчеда висел станционный колокол. Служители с его помощью сообщали о прибытии и отправлении поездов (в полном соответствии со служебным приказом «Колокола на станциях», в котором давалось объяснение каждому удару). Один удар колокола — поезд прибывает, два удара — за несколько минут до отправления, три удара — поезд отправляется. По воспоминаниям ветерана-железнодорожника Марии Фоминой, работавшей на станции с 1950 по 1989 годы, станционный колокол на ст. Арчеда функционировал до 1960-х годов.

…Поток грузов, проходящих и отправляемых со станции Арчеда, постоянно увеличивался. В 1898 году было отправлено 1,5 млн. пудов (примерно 24570 тонн), в основном — пшеницы. В том же году со станции было отправлено 4337 голов рогатого скота. До Первой мировой войны через станцию в день проходило 4 пассажирских поезда и 12 товарных, в период уборки урожая — до 20 товарных.

…В царские времена дежурные по станции назывались «агентами службы движения».

…Долгое время форменным отличием дежурного по станции (сегодня на профессиональном языке — ДС) и его сменного помощника — дежурного по станции (ДСП) была красная фуражка. Основная функция фуражек состояла в том, чтобы безошибочно различать движенцев от любого другого железнодорожника, потому что именно они являлись и являются командирами движения. Раньше дежурный по станции Арчеда выходил встречать пассажирские поезда с ручным диском с чёрной каймой по белому кругу, а ночью — с ручным фонарём, на котором менялись цвета стёкол (сигналы). Если он появлялся без своего служебного головного убора, то машинист не предпринимал даже попытки тронуться с места (это показатель высокой дисциплины). Со временем обязательное ношение головного убора из инструкций исключили, да и ДСП теперь работают за пультами и не выходят встречать поезда.

Никита Олейников,  Герой Социалистического Труда.

С пятнадцати лет он работал на железной дороге, был ремонтным рабочим, стрелочником, дежурным по станции Липки Сталинградской железной дороги. В годы Великой Отечественной войны станция Липки, несмотря на то, что не являлась узловой, принимала и пропускала через себя эвакуационные эшелоны, составы с закавказской нефтью, воинские эшелоны. Летом 1942 года она стала прифронтовой. Несмотря на постоянные бомбардировки, Олейников не покидал своего поста, даже в свободное от дежурства время помогал сменным бригадам принимать и отправлять поезда. Когда возникла необходимость в кратчайшие сроки отгрузить 415 вагонов зерна, находившегося на станции, Олейников успешно с этим справился. 25 июля 1942 года, узнав о надвигающейся массированной бомбардировке, невзирая на то, что в тот день не дежурил по станции, Олейников помогал рассредоточивать вагоны и цистерны, чтобы избежать их полного уничтожения. Даже несмотря на известие о гибели при бомбёжке его жены и троих детей, он продолжал выполнять возложенные на него обязанности по тушению горящих вагонов и спасению грузов. В ноябре 1943 года был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Почётный железнодорожник.

…Примерно до 50-х годов действовала для регулировки движения поездов жезловая система: на каждом участке пути машинист получал от дежурного новый жезл, который давал ему право двигаться с определённой скоростью до следующей станции. С годами её заменила полуавтоматическая система, затем автоматическая, в 90-е годы — централизованная система управления.

…Стрелки на станции когда-то по команде дежурного переводили вручную с помощью специальных рычагов. Делали это стрелочники или стрелочницы. Ветераны-железнодорожники помнят, как в советское время проводились смотры-конкурсы на лучшее состояние стрелок. Стрелочницы их мыли, натирали соляркой. Переведённые стрелки замыкали специальным ключом, который потом блокировали и шли поднимать крылья семафоров. С 1970-х годов на смену семафорам пришли светофоры, а стрелочников заменила автоматизированная система управления стрелочными переводами.

…С конца 19 века на станции Арчеда было 3 железнодорожных переезда. До сегодняшнего дня действуют «Южный» и «Северный», между ними был «Центральный» — в районе современного перекидного моста у вагонного депо (ликвидирован к 1970-м годам).

…Движенцы в числе отважных арчединских железнодорожников внесли свой вклад в Победу в Сталинградской битве. Под бомбёжками они обеспечивали беспрерывное движение к фронту через станцию Арчеда воинских эшелонов, составов с орудиями и боеприпасами… Начальника станции Василия Никифоровича Назарова можно было видеть на станции в любое время суток. Спал урывками, в любых условиях владел собой, оперативно принимая грамотные решения. Он постоянно помогал не только движенцам, но и путейцам, вагонникам. Вместе с заместителем начальника паровозного депо Воевудским, представителем НПС подполковником В. Т. Трофимовым организовал бесперебойную работу ж/д-узла.

…По суткам дежурили в одной смене Н. С. Соловьёв и В. М. Глухов вместе с операторами А. П. Платоновой и В. Ф. Епифановой. Их задача заключалась в том, чтобы вовремя выдать под поезд исправный паровоз, снабжённый топливом, водой, песком. Они помогали слесарям в ремонте. Неустанно работали осмотрщики вагонов Константин Давыдов, Александр Кобликов, Иван Гайдамакин, поездные мастера Андрей Попов, Константин Павлов и др.

…Ещё до войны начал работать на станции И. В. Самохин. Во время войны он был составителем поездов, награждён медалью «За оборону Сталинграда». Ушёл на пенсию с должности начальника станции, оставив о себе добрую память своими делами.

…С 1969 года начальником станции был Иван Григорьевич Грабов. Он вошёл в историю станции и как отличный движенец, и как хозяйственник. Благодаря ему был заасфальтирован перрон у вокзала, установлены мачты для освещения станции, к каждому посту стрелочников подведён природный газ, к посту электроцентрализации — вода.

…Много сил отдали обеспечению бесперебойной работы станции почётные железнодорожники Н. Е. Сонин, П. Д. Гладышева.

…В 1990 году на станции Арчеда работало 130 человек (тогда в составе были и работники вокзала). Руководил коллективом начальник станции В. С. Денисов. В годы перестройки станция преодолевала немалые материальные и моральные трудности. Рушилась экономика фроловских предприятий — пошёл спад объёмов погрузки и разгрузки на станции. Много усилий приложили её работники, чтобы легендарная Арчеда и дальше верой и правдой служила людям.

…В 2021 году за высокий профессионализм награждена знаком «Почётный железнодорожник» ведущий специалист по охране труда Наталья Печковская. Работать на станцию она пришла в 1984 году сигналистом, затем стала оператором при дежурном по станции, дежурным по станции, инженером-технологом.

…Станция Арчеда сегодня — это участок железной дороги от ст. Зеленовская до ст. Калинино (включая эти станции), относится к ДЦС-2 (Волгоградский центр организации работы железнодорожных станций). Ежедневно через станцию проходят десятки грузовых и пассажирских поездов, при этом на путях постоянно формируются новые составы. Безопасность этого процесса обеспечивают начальник станции, дежурные по станции, операторы, составители, специалисты технической конторы, сигналисты, осмотрщики вагонов, приёмосдатчики. На посту ЭЦ (электрической централизации), где находится дежурный по станции, круглые сутки не смолкает рация.

 

Оператор по ст. Арчеда Мария Фомина, награждённая знаком «Отличный движенец».

 

Сандружина ст. Арчеда. 1980-е гг.

 

Зам. начальника станции Светлана Чертина поздравляет с праздником 9 Мая участника войны, дежурного по станции Ю. К. Посохова. 2020 г.

 

Дежурный по станции Т. В. Кислицина. 2013 г.

 

Дежурный по станции Дмитрий Печковский: «Мой дед до войны и в войну ремонтировал вагоны, после войны восстанавливал станцию, отец был помощником машиниста». Дежурный по станции единолично распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов по железнодорожной станции и контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также руководит маневровыми передвижениями.

 

Составитель поездов (проводит формирование и расформирование составов) Сергей Писклов работает на железной дороге с 1988 года.

 

Приёмосдатчик груза и багажа Александра Полухина. Начало 1970-х гг. Сандружина ст. Арчеда. 1980-е гг.

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*