Я выбрал Арчеду

Николай Новокщёнов начинал кочегаром ещё на паровозах, спустя годы он стал первым в локомотивном депо машинистом 1-го класса

…Немцев видел в лицо. Через наш хутор шёл взвод, мы с хлопцами выскочили из колхозного сада, а потом в ужасе разбежались. Немцы стояли на квартире у моей бабушки. У одного из них пропал пистолет, и фашисты в отместку начали сжигать дома через один в нашем хуторе Первая речка Кочеты… До сих пор стоит перед глазами горящий русский истребитель, упавший на наше поле…

…«А мы и не скрываем, что из деревни родом», — песню сейчас часто по радио крутят. Там поётся, как за 10 километров в любую погоду ходили селяне в школу. Так и мы в старших классах добирались по степи из хутора в станицу Динскую (Краснодарский край). Грязи — по колено, а зимой — через сугробы… Помню, в 1953-м году зима на Кубани выдалась как никогда морозной и снежной, сугробы как стога сена. Немало тогда людей, сбившихся с пути, замёрзло насмерть… Мы с ребятами на квартире в станице жили, но когда харчи закончились, решили домой сходить… Ориентировались по телефонным столбам. Сапоги у нас были резиновые с соломенными стельками (а сейчас многие жалуются на плохую жизнь). Ноги я тогда хорошо отморозил.

…Однажды на станции (я встречал на подводе родителей, которые ехали с похорон бабушки) я увидел, как помощник машиниста бросает уголь в топку паровоза. Такой маленький человек, а огнедышащая машина в его подчинении. Мой ездовой попросил машиниста разрешить мне залезть в паровоз. Вот тогда и зародилось желание выучиться на паровозника.

…Местность наша была не паспортизирована, колхозникам паспорта не выдавали — так удерживали крестьян в сёлах. Был ли смысл куда-то поступать? Но отец одноклассника Вити Николаева, который работал дорожным мастером (семья его жила крепенько, когда мы заходили к Вите, его мама кормила нас блинчиками со сметаной), оторвав взгляд от газеты «Гудок», сказал так: «Подавайте документы в железнодорожное училище, и будь что будет». И мы отправили документы в Сталинград, в Сарепту. Так я переехал в другие края.

…После окончания училища по распределению предлагали нам, выпускникам, Петров Вал, Сталинград, Арчеду, Баскунчак и другие станции. Я выбрал Арчеду, потому что она была ближе всего к Филоново, откуда родом мои родители, где жили родственники. В Арчеде нас, 17 выпускников-паровозников, поселили в железнодорожном общежитии на ул. Ленина, 75. Начинал кочегаром; за поездку, бывало, до 20 тонн угля перебрасывал в топку. Паровоз раскалённый, меньше 60 градусов в нём не было. Пот с нас градом лился (бригада: машинист, помощник и кочегар). Спасением в пути был 6-литровый чайник с водой, за который отвечал кочегар. Приезжали измученные, страшные…

…Братья Евсигнеевы — легендарные машинисты, которые в войну сутками не сходили с паровозов, о них книги написаны. С одним из них — удивительным человеком Павлом Александровичем — мне посчастливилось работать. Но сначала я несколько раз с ним пересекался, не зная, кто передо мной. В Сарепте он обнаружил нас с другом в паровозе, мы решили вздремнуть на трубах в котле, он, можно сказать, спас (нас могли закрыть, мы бы заживо там сварились). Потом в Арчеде он заступился за меня, когда мой машинист, недовольный тем, как я чищу зашлакованную дымовую коробку, орал: «Понаберут колхозников!». Евсигнеев проходил мимо: «Чего кричишь на пацана? Сам таким же был!». На следующую поездку он забрал меня к себе. Более грамотного и талантливого машиниста я не встречал. Ещё он был заядлым рыбаком, все озёра знал. У него был мотоцикл. Летом на выходных он заезжал за нами в общежитие: «Поехали рыбачить!».

… Если на паровозах мне ни в какие ЧП попадать не доводилось, то на тепловозе (я уже работал помощником машиниста), причём совершенно новом, был случай… Машинисту тепловоза, к которому меня прикрепили, два месяца до пенсии оставалось, и страдал он некоторой рассеянностью. При въезде на разъезд Кустовой я понял, что машинист неправильно применил торможение, и мне пришлось принять экстренные меры для остановки поезда самому. Навстречу шёл сборный поезд, могло произойти крушение… Растерянный машинист доверил мне вести поезд до Арчеды.

…Когда уже работал машинистом, был у меня такой случай с пассажирским поездом. Отправлялись из Алексиково, нам прицепили 6 вагонов. Попробовал тормоза на эффективность в пути следования и слышу – что-то не то. Применил экстренное торможение. Оказалось, что между 6 и 7 вагоном были перекрыты краны. Если бы я на это не отреагировал, случилась бы трагедия. У машиниста должны быть профессиональные слух и чутьё.

Железная дорога — это моя стихия. Я всегда с радостью собирался в поездку, садился в паровоз и тепловоз. Свою работу надо любить.

Каждый машинист регулировал свисток на своём тепловозе. Поэтому жена машиниста по гудку определяла: «Мой едет».

На пенсии моим главным увлечением стала рыбалка, поездки на природу. Люблю и прогулки по городу. Искренне радуюсь, как он благоустраивается. Очень нравится мне памятник фроловским нефтяникам. Такого памятника заслуживают и арчединские железнодорожники, ведь именно с железнодорожного узла начинался наш город.

Лариса Косьян.

 

Общий стаж работы на железной дороге у Николая Новокщёнова – 44 года. С 1981 по 1984 годы он возглавлял локомотивное депо, но потом снова перевёлся в машинисты. Вошёл в историю локомотивного депо Арчеда как один из лучших машинистов. Возглавлял Совет ветеранов локомотивного депо, длительное время занимался оснащением музея предприятия (экспонаты для него доставлялись из г. Грязи и г. Сталинграда). В музее много снимков, сделанных самим Николаем Ивановичем в разные годы.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*