Взгляд через 100 лет

В школе № 3 прошла региональная научно-практическая конференция – историки, педагоги, священнослужители и ученики размышляли на тему Великой Октябрьской революции

— Это восторг разрушения! Это упоение свободой! Я воспеваю День освобождения от старого хлама ханжества и традиционных затхлых истин. Свобода на улицах! Свобода в умах! — восклицает Владимир Маяковский.

— Я страдаю беспрерывно и люто. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона», — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает, Сергий Радонежский или Емельян Пугачёв. Кто эти люди, что в одночасье стали разрушать, грабить, уничтожать дворцы, музеи, церкви… Кто они? — вторит Иван Бунин.

— Площадь с броневиками, искажённые злобой лица людей, смертельный надлом времени. Разве вы не видите этого? — выходит Осип Мандельштам.

— А я принял революцию! Земля и свобода, свобода и земля — это счастье для человека! — воодушевлён Сергей Есенин.

— Революция — это несвобода… Люди с красными бантами врываются в дома, останавливают на улице, сбивают флаги императорской России. Это переворачивает мою душу, повсюду хаос и мятеж, безвластие и предательство, — грустит Марина Цветаева.

— Расплясались, разгулялись бесы//По России вдоль и поперёк… В кровавой драке за власть возомнили себя подобными Богу, вера превратилась в опиум, можно всё, а греха и вовсе нет. Как остановить эту адскую машину разрушения самих себя? — опечален Максимилиан Волошин.

В образах поэтов прошлого века предстали старшеклассники школы № 3. Ребята погрузили собравшихся в зале в драму революционных событий.

— В советское время люди восхищались и не задумывались над многими текстами, находящимися в открытой печати. Когда я был секретарём парткома, один из его членов принёс на заседание сборник писем Ленина, зачитал выдержку, которую комментировали: «Посмотрите, каким железным человеком был Ленин», — привёл пример на конференции приехавший из Волгограда кандидат педагогических наук Михаил Кусмарцев. — Ленин писал председателю отряда продразвёрстки (цитирую близко к тексту): «Жестокой рукой карайте всех, кто не сдаёт зерно, а для острастки расстреляйте человек 100 или 200». Вы понимаете, 100 или 200… Такая якобы мелочь…

— Основной критерий правды — жизнь. Когда мы проникнемся этим пониманием, то всё становится на свои места. Кстати, в 1916 году, за год до революции, тот же Маяковский говорил: «Жить должен каждый, даже ничтожный самый». Если кто-то лишается из-за кого-то жизни, — это уже обвал, искажение подлинного человечества, — эмоционально выступил доцент кафедры теории, методики и организации социокультурной деятельности Волгоградской академии последипломного образования, кандидат педагогических наук Константин Зелинский. — Мы, постигая уроки революции, должны стать настолько чуткими к жизни, чтобы не повторить революции. «Свобода», «равенство», «братство» — хорошие слова. Но что за ними стояло: земля горит, кровь проливается…Там не было правды… Ненависть жестокость — всё слилось воедино…

— А где же была церковь? — прозвучал вопрос из зала.

— Вина церкви, как организации, не меньшая… Церковь раскололась, как и само общество. Конечно, были люди, которые умерли за веру. Были те, кто боялся сказать слово… — отвечал Константин Зеленский.

Более подробно о церкви в годы революции, её отношениях с властью рассказал в своём докладе член комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии клирик Богоявленского храма Евгений Агеев. Он также предложил поразмышлять над тем, что предшествовало революционным событиям, как повлияла на настроения в обществе Первая мировая война. Священник привёл статистические данные из архивов до 1905 года: в огромной Тамбовской губернии за год 3 убийства, 1 самоубийство. А тут уносит жизни бессмысленная Первая мировая война. Народу она была непонятна. Общество запуталось…

Директор краеведческого музея Николай Ермольев рассказал, что происходило во Фролово в 1917 году, как здесь проявлялись революционные настроения.

Для учителей фроловских школ были организованы тематические мастер-классы.

— Восприятие Октябрьских событий укоренилось двойственное. Часть людей воспринимает Октябрь как величайшее достижение, иные — как чудовищную драму, — сказала директор школы № 3, учитель истории Ольга Паньшенскова. — Чем была эта революция, должны решать только мы сами, россияне.

Лариса Косьян.