Восстановительный поезд

Его работники готовы к любым нештатным ситуациям на железнодорожном пути

…История появления восстановительных поездов началась с открытием движения на стальных магистралях, когда стали возникать различные ЧП. Для их ликвидации понадобились специальные подразделения. Сначала они назывались вспомогательными, с 1936 года – восстановительными.

…Восстановительный поезд №5 ст. Арчеда образован в 1936 году. Сегодня это специальное формирование ОАО «РЖД» для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.

…За десятилетия существенно изменилась техническая оснащённость организации: значительно увеличилась грузоподъёмность кранов, мощность тракторов, появился бульдозер. Бульдозер, тракторы, подъёмные краны – все на платформах. У каждой сбоку специальные трапы, по которым техника быстро сходит на землю. У стрелы одного из кранов – отдельная платформа. Это самый большой подъёмный кран восстановительного поезда №5 – грузоподъёмностью 125 тонн. Ещё в ж/д составе — гидравлическая установка, вагоны с различным такелажным оборудованием. В восстановительном поезде имеется автономная электростанция, автономная осветительная установка, противопожарное оборудование, оборудование для сварки и резки металла. Пассажирский вагон для перевозки работников оборудован санитарным купе для оказания медицинской помощи, а также в нём — кухня, столовая, спальные полки, ведь командировки бывают продолжительными.

…Работники восстановительного поезда находятся на постоянном дежурстве. Подвижной состав всегда должен быть готов к выезду. Восстановители обязаны отправиться со станции не позднее 40 минут после получения приказа, который может прийти в любое время дня или ночи.

…Если нет выездов, работники восстановительного поезда помогают путейцам ремонтировать стрелочные переводы, мостовые пролёты. На учебно-тренировочном полигоне железнодорожной станции Арчеда (ранее он размещался в Иловле), где есть тренировочные грузовые вагоны, цистерны, полувагоны, восстановители отрабатывают свои практические навыки. Тренажерами является тот же подвижной состав, что курсирует по стальным магистралям страны. Эти занятия очень важны, ведь в нужный момент счет идет на минуты.

…Трудятся в восстановительном поезде в основном универсалы, совмещающие по нескольку профессий: стропальщика, машиниста, тракториста. Это необходимо. От профессионализма работников зависит, насколько быстро они выполняют свою работу, когда требуется освободить путь при нештатных ситуациях, ведь каждая минута задержки может отразиться на работе всей магистрали. Начальник восстановительного поезда №5 Алексей Огороднийчук отмечает самых опытных работников организации: машинист крана Юрий Табаков, тракторист Александр Мозолевский, машинист передвижной электростанции Олег Любимов и других.

— Можно перечесть почти весь трудовой коллектив, — говорит руководитель. — Проявляется активная позиция и у «молодежи». Стоит отметить Дениса Васютина, Олега Алёшина. Они работают всего несколько лет, но отдача в работе на высоком уровне.

Вспоминают ветераны восстановительного поезда №5:

Сергей Мозолевский (работал электриком, помощником машиниста крана, машинистом крана):

— Дед мой был осмотрщиком вагонов на станции Арчеда, а отец в восстановительном поезде с 1948 года работал машинистом парового крана, поэтому железная дорога всегда была для меня родной, и я тоже пришёл сюда работать. Сейчас в восстановительном поезде трудится бульдозеристом мой сын. Работа в восстановительном поезде тяжёлая, требующая оперативности. Бывало и такое, что по 3 раза в неделю вызывали на происшествия. Что особенно помнится? В конце 70-х годов по станции Гурово 21 цистерна с топливным мазутом перевернулась. Это была катастрофа. Неподалёку аэродром. Откачивали мазут, увозили бензовозами. Я тогда работал на кране, поднимал цистерны, тележки разбитые. Около месяца устраняли последствия аварии. Под Алексиково как-то прокат сошёл с рельсов. Катки металла по 37 тонн весом. Краном, трактором подкатывали их и грузили в вагоны.

Николай Басенков (работал трактористом, водителем):

— Очень помнится сход вагонов с зерном, сахаром, трубами на разъезде Рогожино в начале 90-х годов. Трактор, тягач тонули в зерне… Наша задача — как можно быстрее освободить путь для прохождения поездов. Пропустим поезд — и продолжаем работу на участке. Тогда по Рогожино работы длились около 10 дней.

Михаил Якушов (работал стропальщиком, трактористом, машинистом тягача):

— В восстановительном поезде всегда был сплочённый, дружный коллектив. Старшие обучали молодёжь, всячески помогали новичкам. Я очень благодарен своим старшим товарищам: мастеру Сергею Петровичу Найдёнову, трактористу Анатолию Воробьёву, сварщику Владимиру Калинину. Выездов за годы работы не сосчитать: освобождали путь от поваленных ветром деревьев, восстанавливали освещение, поднимали вагоны… Работа в восстановительном поезде — очень ответственная и сложная. Большой радостью было, когда удавалось выполнять задание досрочно. Как, например, при сходе вагонов в Колоцком в начале 2000-х годов.

 

…Ветераны предприятия с уважением и благодарностью вспоминают руководителей восстановительного поезда №5, профессионалов своего дела Николая Чечушкова, Ивана Самонина, заместителя начальника Владимира Бравичева.

Подготовила Лариса Косьян.