В самом сердце Ленинграда

Батареей, сбившей первый немецкий самолёт над Ленинградом тогда, в первую ночь войны, командовал фроловчанин Виктор Телегин.

Всю блокаду их полк находился в Ленинграде, участвовал в её прорыве.

Во Фроловском городском краеведческом музее хранятся воспоминания Виктора Телегина:

«Окончив 4 мая 1941 года Севастопольское училище зенитной артиллерии, я был направлен в Ленинград в 194 зенитно-артиллерийский полк на должность командира огневого взвода 15 батареи. Наша батарея располагалась в пригороде Ленинграда», — писал Виктор Константинович.

«…Утром 22 июня 1941 года нам по рации сообщили о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. А уже во второй половине дня мы видели в небе над Кронштадтом разрывы зенитных снарядов. В ночь на 23 июня года наш разведчик оповестил, что со стороны Кронштадта слышен шум мотора. Командир батареи младший лейтенант Тимченко принимал в полку пополнение, поэтому командовал я. «Орудия к бою!». Шум мотора нарастал, и вдруг чуть выше деревьев вынырнул большой самолёт с жёлтым крестом на фюзеляже и свастикой на хвосте. Бой был скоротечным. Третий снаряд (командир орудия Шаров) настиг стервятника. Срочно доложили в полк о сбитом самолёте противника, который упал в двух километрах от батареи. Поступил приказ организовать поиск. На месте падения были обнаружены три немецких лётчика, они сдались в плен. Лётчики не новички — награждены железными крестами за бои во Франции. При них были ценные для нашей разведки документы.

Вскоре приехали фотокорреспонденты и вышестоящее начальство с наградой батарее: за первый сбитый над Ленинградом самолёт противника.

…Спустя неделю нашу и другие батареи погрузили на баржи и отбуксировали в Финский залив между Кронштадтом и Ленинградом. На других баржах стояли другие зенитные батареи и средства оповещения, прожектора. Мы стали преградой немецким самолётам, летевшим к Ленинграду. На баржах мы стояли до половины августа 1941 года.

Как только немцы заняли Петергоф, они прямой наводкой расстреляли и сожгли все баржи в заливе. Я уцелел, потому что за неделю до этого меня отозвали в штаб Ленинградской армии ПВО и назначили адъютантом начальника артиллерии.

…Как адъютанту, мне приходилось часто ходить по городу. Это была зима 1941-1942 годов. На улицах ни транспорта, ни освещения. Люди все измождённые, еле передвигались. Кто с котелком за водичкой к Неве, кто с охапкой дровишек, кто с кусочком чёрного хлеба, зажатого в ладошке. Из окон домов торчали самодельные трубы печек. На каналах под мостами и на обочинах тротуаров – всюду лежали трупы людей. Их некому было хоронить…

Немцы заявляли, что если русские не сдадутся, то всех офицеров распнут на крестах по Невскому проспекту от Московского вокзала до Адмиралтейства. Но Ленинград стоял! И под Москвой немцы получили большую пощёчину. Тогда Гитлер решил задушить Ленинград голодной смертью.

…Весной 1942 года меня снова направили в 194 артиллерийский полк в 23-ю батарею. Располагалась она на Сенатской площади. У берега был пришвартован крейсер Аврора. Слева – Святейший Синод, справа – Сенат, а позади Исаакиевский собор. Памятник Петру I тщательно замаскирован. С этой позиции наша батарея часто вела заградительный огонь по немецким самолётам. Огонь из самого сердца Ленинграда.

…В начале января 1943 года наш полк получил приказ занять исходную позицию для прорыва блокады Ленинграда — напротив 8-й ГЭС на правой стороне Невы. 16 января Ленинградский и Волховский фронты начали прорыв. 30 минут гремела ожесточенная артподготовка. Дрожал воздух. Мерцало солнце. Наша батарея сыпала снарядами штрапнель. Они рвались над головами немцев, не давая им подняться. Пехота форсировала по льду Неву и ворвалась в траншеи противника. Мы, батарея, — на санях. Немцы, видно, долго собирались здесь жить: в глубоких подземных помещениях были столовые, склады и даже швейная мастерская.

Блокада прорвана. Образовался коридор шириной 8 километров, простреливаемый противником.

Через две недели полк направили к крепости Шлиссельбург в устье Невы, где построили ж/д мост на сваях, по которому пошли поезда. Наша батарея стояла в 300 метрах от моста и отбивала атаки вражеских самолётов. Каждую ночь около 40 эшелонов с продовольствием проходили по мосту в Ленинград, а на следующую ночь из Ленинграда вывозили детей, больных граждан.

…Зимой 1944 года в составе 370 зенитного артиллерийского полка я участвовал в окончательном снятии блокады Ленинграда. Наше сосредоточение было на Чёрной реке вблизи Ижорского завода. Имея большое превосходство в самолётах и наземной боевой технике, наши войска стремительно развивали наступление. Вскоре были освобождены Выра, Струги Красные. При охране аэродрома наша батарея за один налёт сбила пять самолётов Ю-87. Были освобождены Псков, Рига. В дальнейшем нам наступать было некуда, так как 1-й Белорусский фронт уже был под Берлином, а нам предстояло освобождать Манчжурию и Северную Корею…»

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*