УЗИ земли-матушки

Выпускник школы №6 Иван Ерохин стал геофизиком и разведывает месторождения

 

Мы ходим по земле и не задумываемся, какие в ней происходят тектонические движения, изменения магнитного и гравитационного полей, образование и выветривание горных пород, какая у неё сейсмическая активность… Совсем иной предстаёт земная кора взгляду физика и геолога в одном лице.

 

— Иван Валерьевич, с чем связан выбор такой специальности — геофизик? 

— Геофизику я выбрал совершенно случайно. До момента подачи документов в вузы я не имел ни малейшего представления об этой специальности. Даже о своём будущем университете — РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина — я узнал буквально за пару дней до его посещения. Единственное, что я знал, будучи абитуриентом, — что смогу двигаться в любой сфере, которая мне будет интересна. Потому что убеждён в следующем: если есть интерес к делу, будет развитие, которое позволит тебе расти как специалисту. А хорошие специалисты нужны всегда. Остаётся лишь заинтересоваться профессией.

— Будучи студентом, Вы выиграли со своим проектом студенческий грант. Расскажите, что это за проект?

— В начале пятого курса, осенью 2019 года, я и мой одногруппник решили участвовать в конкурсе «УМНИК-нефтегаз». Победа в нем предоставляет поддержку со стороны Фонда содействия инновациям молодёжных проектов по цифровой трансформации нашей нефтегазовой отрасли. Участвовать в нем могут люди вплоть до 30 лет, поэтому грант не совсем студенческий. В итоге наше участие увенчалось успехом, и мы начали реализовывать свой проект. Цель, которую мы перед собой поставили, — реализовать некоторые из существующих алгоритмов сейсмической инверсии со своими улучшениями, потому что этого хотел рынок. Данный проект мы выполняли в свободное от учёбы время, тратя на это все свои выходные дни и свободные часы. В итоге у нас всё получилось за год. После окончания мы периодически возвращаемся и дополняем проект для достижения уже следующих целей.

Где проходили Ваши учебные практики?

— После окончания первого курса — сразу две практики в Крыму, направленные на ознакомление нас, будущих геофизиков, с основами геологии и геологической съемки. Ко всему прочему — это довольно романтическое занятие: шагать весь день, постигая все новые уголки нашей планеты. Окончание второго и третьего курсов увенчивалось уже геофизическими учебными практиками, на которых нас знакомили с полевыми работами. Наш день разделялся на две части: днём мы проводим съемку на местности, а вечером, уже сидя за ноутбуками, обрабатываем полученную информацию. Здесь ты уже влюбляешься в специальность и видишь прекрасное в серых полосках на данных, показывающих «структуру» толщи земли под ее поверхностью. С этого момента и начинается твоя профессиональная «деформация».

— Где Вы сейчас работаете? Какими исследованиями занимаетесь? Какова Ваша область научных знаний?

— Сейчас я работаю в московском центре «Terra Novation Galaxy» компании «ТНГ-Групп». Это одна из ведущих российских нефтесервисных компаний, занимающая в последние годы самые высокие места рейтинга. По специальности я сейсморазведчик. Сейсморазведка — это один из геофизических методов при поиске месторождений нефти и газа. То есть мы занимаемся разведкой новых и уточнением уже открытых месторождений. Сравнить проведение сейсморазведочных работ можно с ультразвуковыми исследованиями (УЗИ), проводимыми в медицинских учреждениях. Только объектом наших исследований является не живое существо, а наша матушка-земля. Хотя вопрос живого-неживого, конечно, открытый и зависит от определения. Конкретно я занимаюсь интерпретацией данных сейсморазведки, то есть своеобразной расшифровкой полученных данных. Результатом такой расшифровки с привлечением геологических и петрофизических данных является выявление наиболее перспективных зон для бурения скважин. Если ты геофизик, то твои знания просто обязаны выходить за область специальности и охватывать ближайшие области. Успех проекта зависит от работы всей команды, поэтому так необходимо понимать как запросы, так и цели своих коллег. В свободное от основной работы время периодически занимаюсь программированием различных геофизических задач.

— Какую современную проблему, как геофизик, хотели бы решить?

— Проблем, которые я хочу решить, будучи геофизиком, две. Первая — это разработать отечественное программное обеспечение, специализирующееся на инверсии сейсмических данных. Это очень трудо- и наукоемкая задача. Но на нашем рынке такого отечественного программного обеспечения нет, все зарубежное. При том что инверсия сейсмических данных — один из ключевых подходов при интерпретации данных сейсморазведки. Вторая — придумать и реализовать новый алгоритм инверсии, отличающийся высокой точностью и стабильностью работы. Впрочем, я даю себе отчёт, что это довольно утопичная идея. Здесь главное — работать, а там уже будет видно.

— Скучаете ли по родному городу?

— Я благодарен каждому человеку, каждому животному и каждому дереву, которые меня окружали, вспоминаю их с нежнейшей теплотой и приятной грустью в сердце. Но нужно двигаться дальше.

— По Вашему мнению, как нужно заинтересовывать современных детей наукой, как привить им желание постигать что-то новое?

— Вопрос отличный, но ответ на него требует длительного рассуждения. Человек всегда отличался тем, что он хочет узнать ответы на вопросы: «А что там, за горизонтом?», «Что это за тени в пещере?», «Почему сегодня с неба падает вода, а завтра нет?» и так далее. Мы изначально стремимся постигать что-то новое, ломая игрушки или засовывая пальцы в розетку. Поэтому я считаю, что дети от природы любознательны. А наука — это один из способов познания мира. Таким образом, главное, как мне кажется, не загонять детей в рамки, а показывать им, что мир очень многообразен. Они сами научатся видеть красоту, будь то в науке или в творчестве. Хотя это очень переплетающиеся сферы. Причём, заметьте, я не говорю о том, что детей не нужно воспитывать, что их не нужно ограничивать в том, что для них опасно. Я лишь говорю о рамках, которые находятся у них в голове. Также очень важно, по моему опыту, вдохновлять детей собой. Родители, учителя и преподаватели выстраивают серьезную психологическую связь, настраивают детей. Ведь зачастую ребёнок не будет делать то, что ему сказали, он будет брать пример. Поэтому я очень счастлив, что в моей жизни существуют именно такие родители, именно такие учителя и именно такие преподаватели.

Беседовала Лариса Косьян.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*