УЗИ рельсов

Сергей Фетисов — о том, у кого на железной дороге самый чуткий слух

По первой специальности я монтажник авиационного оборудования, начинал работать на военном заводе в Саратове. Но тогда, в 90-е годы, заказов практически не было, платили копейки, пришлось возвращаться в родной город к маме. Крёстный мой работал на железной дороге, говорит: «Приходи к нам. Здесь более стабильно, чем где-либо». Так я стал помощником оператора дефектоскопической тележки Арчединской дистанции пути. Отправили меня учиться в дорожно-техническую школу, стал оператором и 26 лет диагностировал рельсы. Последние два года – настраиваю дефектоскопические тележки и дефектоскопы (наладчик железнодорожных машин и механизмов).

Работа дефектоскописта напоминает работу врача УЗИ. Только дефектоскопист с помощью ультразвука проникает в стальной организм рельсов. Изломы или трещины внутри рельсов видны на мониторе — современные дефектоскопические тележки оборудованы компьютерами. При желании к ним можно подключить интернет, но мы пользуемся флешками (копируем все записи и передаём руководству). Диагностируется каждый миллиметр рельсов.

Зачем дефектоскописту наушники? Параллельно информации на компьютере оператор слушает звуковой сигнал: изменения в тональности тоже говорят о дефектах разной степени. Так что музыкальный слух дефектоскописту точно не помешает. Раньше, когда тележки были с магнитным контролем, всё определялось только на слух.

Ничто не вечно под луной. И сталь изнашивается. Рельс может быть остродефектным, он меняется в течение 3 часов после выявления дефекта, и дефектным — он ещё терпит нагрузку, но скорость движения транспорта по нему ограничивается.

Сколько дефектов выявил за 26 лет, не считал, а вот сколько прошёл километров, можно прикинуть.  В среднем оператор проходит 120 километров в месяц. За 26 лет, исключая отпуска, получается 34 тысячи километров.

Любимые месяцы дефектоскописта – октябрь и апрель, когда и не жарко, и не холодно. Сложнее всего работать в жару (в морозы можно одеться теплее, ты находишься в движении, что тоже согревает). Летом спасает дефектоскопистов в пути пятилитровая баклажка воды.

Лучший отдых — смена деятельности. Например, на даче на мне главная ответственность – за виноград. Выращиваю четыре сорта.

Коллегам в профессиональный праздник желаю надёжного тыла, чтобы после работы хотелось идти домой. Я пожелал это когда-то и сыну на его свадьбе (он тоже железнодорожник, работает в московском метро). Когда всё хорошо дома, то на душе спокойно, работа ладится, и дефекта на рельсах дефектоскопист не пропустит.

На снимке:

Контрольный тупик в цехе дефектоскопии Арчединской дистанции пути. На рельсах тупика два десятка искусственно созданных дефектов, здесь единственный на предприятии наладчик Сергей Фетисов проверяет дефектоскопические тележки.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*