Этот год для Александра Александровича богат на юбилеи – 70 лет исполняется ему, 35 лет – их дуэту баянистов с Евгением Лукашевичем, и 30 лет – работы в городском Дворце культуры.
— Сколько себя помню, в доме играла гармонь – отец играл, и довольно неплохо, хотя и был самоучкой. По материнской линии играли почти все – дед (пока не получил ранение на войне), его брат, сын, племянник. Матушка пела. Лет в пять я уже тоже играл. Через год отец купил баян, я стал осваивать его – сначала правой рукой, потом подключил левую. Так что, когда пришёл в музыкальную школу, уже играл, — рассказывает Александр Александрович. — В музыкальной школе я считался переростком – 11 лет. Попал в класс к Вячеславу Николаевичу Сисёву. Тогда, в 1962 году, музыкалка располагалась на пересечении улиц Московской и Комсомольской. Было здесь два отделения – фортепиано и баяна – и четыре преподавателя – Жанна Леонидовна и Вячеслав Николаевич Сисёвы, Виктор Павлович Дудкин и Юрий Викторович Храмов.
— Уже тогда Вы выбрали профессию?
— Правильнее будет сказать, что о иной я и не помышлял.
— Вы, если можно так выразиться, – универсальный баянист. В Вашем исполнении зритель слышит и народные, эстрадные мелодии, и классические произведения. А есть любимое?
— Выделить одно, пожалуй, трудно. В культпросвет училище нас готовили как руководителей самодеятельных коллективов, но я тяготел к классике. После училища собрался в институт культуры. Помню слова старого преподавателя: «Саша, дело не в том, что ты окончил, а в том, что ты умеешь». И я старался уметь. Но в институт всё-таки поступил.
— Не могу не спросить, как родился ваш знаменитый дуэт баянистов с Евгением Лукашевичем.
— Мы познакомились, когда я начинал работать в музыкальной школе, а Женя заканчивал в ней обучение. Потом были годы учёбы его – в Саратовской консерватории, мои – в Московском институте культуры. Снова встретились мы в 1986 году во Фролово. Я предложил ему создать дуэт. По примеру знаменитого дуэта Анатолия Шалаева и Николая Крылова — виртуозов, пропагандирующих баян и русскую народную музыку, работавших с Людмилой Зыкиной. Правда, оба мы тогда исполняли первые партии, и мне пришлось переучиваться на вторую. В этом году у нашего дуэта юбилей – 35 лет. За годы совместной работы мы не раз становились лауреатами Всероссийских конкурсов. В 1997 году нам обоим присвоены почётные звания «Заслуженный работник культуры РФ». Переиграли почти весь репертуар дуэта Шалаева и Крылова. Также аккомпанировали вокальным коллективам «Зоренька», «Казачье подворье», «Мелодия», хору ветеранов.
— За годы были, наверное, тысячи концертов. Какой-то запомнился особо?
— Был концерт в честь 25-летия нашего дуэта. В числе других произведений мы исполняли сонату Чайкина, I часть, в ней звучит тема
Великой Отечественной войны. После концерта ко мне подошла женщина: «Вы играли, и я слышала, как шла конница, как строчил пулемёт, как умирали солдаты…», и слёзы на глазах…
— Думаю, многие зрители после ваших концертов по-другому посмотрели на баян.
— Рад, что так. Возможности баяна значительно шире сугубо фольклорного репертуара, который был изначально ему присущ. Помню, за кулисами одного из конкурсов инструменталистов-народников ребята-гармонисты попросили нас сыграть. Мы дали сначала «Барыню», а потом увертюру к опере «Севильский цирюльник» Россини. «О-о, — говорят, — мы и не думали, что баян так может!..».
— И баянист должен уметь. Репетиции, наверное, не один час.
— И не два, и не три (улыбается), и поначалу ежедневно.
— Соседям — бесплатный концерт.
— Я не репетирую дома — не могу найти для этого место. В музыкальной школе был только один кабинет, где я играл и получалось нормально. В училище каждый искал себе место — кто-то репетировал даже под лестницей. Главное — чтобы инструмент звучал.
— Баян, как и гармонь, называют музыкальной душой русского народа.
— Помните, персонаж кинофильма «Сказание о земле сибирской» говорил: «Ведь у тебя в руках гармонь, подруга песни. Она о красоте больше человека сказать может!». Больше человека! Кстати, инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах его называют кнопочным аккордеоном. А назван он по имени древнерусского сказителя Бояна. Вот и сам баян – сказитель.
— Мне всегда было интересно, сколько весит баян.
— Мой — 20 килограммов. Помню, был в Лесхозе концерт — отыграли полтора часа, а зритель просит ещё. И ещё полтора часа. И всё это время — стоя на сцене с 20 кг на плечах. Потом не то что играть, руки поднять не мог… Но зрителя уважили.
Наш с Евгением Лукашевичем дуэт баянистов — самое яркое в моей творческой биографии. Я благодарен судьбе, что мы встретились.
Светлана Базилевская.
Отправить ответ