Три струны и душа

Наталья Фёдорова, преподаватель школы искусств по классу домры, балалайки, гитары.

 

Откуда пришла балалайка и почему уходит?

Моё знакомство с балалайкой было, можно сказать, случайным. Пришла в школу искусств поступать на класс фортепиано, оказалось, в 9 лет поздновато. Мне показали домру, инструмент понравился, стала учиться. Училась у Светланы Георгиевны Мартыщенко, затем у Натальи Геннадьевны Лукашевич. В училище, затем академии искусств в процессе учёбы прибавилась балалайка. По окончании вернулась преподавать во Фроловскую школу искусств.

Балабайка — так изначально она называлась. «Балагурить», «балабонить» — разговаривать о праздном, вот и получился музыкальный инструмент, предназначенный для забав, увеселений.

Три струны и душа – так говорят про балалайку. В её звучании словно слышится та загадочная русская душа – то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Люблю её переливы.

Когда услышала вживую балалайку первый раз – удивление, восторг. Стараюсь, чтобы мои ученики и зрители испытали те же чувства.

Когда и как появился самый известный русский инструмент? Однозначной точки зрения нет. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. По одной версии – придумали крестьяне, дабы увеселить душу, по другой – из Индии завезли ситару, но она была большая, 18-струнная, за пазуху не запихнёшь и в кабак не возьмёшь, вот народные умельцы её и усовершенствовали. Ещё – что пришла балалайка на смену запрещённой домре: на них играли скоморохи, и не только пели и плясали, но и сочиняли злободневные песенки, в которых не щадили ни бояр, ни самого царя. И в 1648 году царь Алексей Михайлович Тишайший повелел собрать и сжечь все домры, гуделки, сопелки. Тогда и придумали балалайку. Самое раннее документальное упоминание о ней относится к 1688 году.

Балалайка была другой – имела от двух до пяти струн, по форме могла быть и овальной и четырёхугольной, частенько просто на тыкву натягивали жильные струны и дринькали. Русский музыкант, композитор, балалаечник-виртуоз Василий Андреев услышал её у своего работника Антипа, стал искренним поклонником этого инструмента (даже бросив скрипку). Начал учиться играть и решил его усовершенствовать. Купил на базаре за 35 копеек балалайку и обратился к известному скрипичному мастеру Владимиру Иванову со своими чертежами. Тот оскорбился, тогда Андреев заиграл, и мастер поменял своё мнение, согласился делать новую балалайку, но при условии полной секретности. Это было в 1886 году.

Позже в Вятской губернии Андреев нашёл домру. Созданному им оркестру как раз не хватало певучего звука, который и дала бы домра. Теперь он реконструирует этот музыкальный инструмент, вводит его в оркестр, а за ним — щипковые гусли, жалейки, свирели, трещотки, бубен. Это уже был оркестр из музыкальных инструментов, издавна бытовавших в русском народе. Великорусским назвал оркестр В.В. Андреев осенью 1896 года. Выступали по стране и за рубежом. Гастроли в Париже планировались на два дня, растянулись на пять месяцев.

Сейчас инструмент переживает не лучшие времена. Её постепенно вытесняли гармонь, потом гитара. Сегодня у нас в школе лишь несколько детей обучаются игре на балалайке. Не модно, говорят… Но зритель всегда тепло встречает выступления и балалаечников, и школьного ансамбля домристов. В следующем учебном году будем создавать младший смешанный ансамбль — домра и балалайка.

Детям нравятся народные инструменты, иначе бы с такой душой не играли. Наши выпускники Наталья Гусаренко сейчас продолжает обучение в Волгоградском институте искусств и культуры, Алёна Кравченко собирается поступать, Алина Диделева окончила школу с отличием, Яна Стафеева ещё учится, но говорит, что с инструментом не расстанется.

Балалайка незаслуженно считается скоморошьей. Это не только народные наигрыши, но и джазовые обработки, классическая музыка. Послушайте Алексея Архиповского (виртуоз, занесённый в Книгу рекордов Гиннеса как лучший в мире бабалаечник).

Её любили слушать Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький, Шаляпин.

Хотите научиться играть на балалайке – приходите в сентябре в школу искусств.

Светлана Базилевская.