Тайны степных пирамид

Недавно близ хутора Арчедино-Чернушенского проводились археологические раскопки

Мы знаем, что наш край – казачий. Но задолго до казаков какие только народы не населяли бескрайние степи донской земли – индоевропейского, тюркского, монгольского происхождения… Не зря наши места называют перекрёстком цивилизаций, где сходятся культуры Востока и Запада, Севера и Юга…Останки кочевых народов разных эпох много веков хранят молчаливые курганы. Возводились погребальные насыпи примерно с середины II тысячелетия до н.э до середины II тысячелетия н. э. Мы посмотрели захоронения двух разных племён…

…Степной ветер сдувал с ног, оглушал и резал глаза, словно не допуская нас к сокровенным захоронениям… Простого обывателя не может не охватить мистический настрой у раскопанного некрополя. Но встречавшие нас археологи с улыбчивыми обветренными лицами быстро перевели внимание в область научных исследований…

«Срубники»

В нескольких глубоких могилах нашему взору предстали согнутые в позу зародыша скелеты, в одном из захоронений — небольшой скелет подростка. В их изголовье находились немного разрушенные временем глиняные сосуды.

— Это представители эпохи срубной культуры (эпохи бронзы) второго тысячелетия до нашей эры, индоевропейские племена. Пришли к нам с Кавказа. Отсюда и погребения символичные священным горам,— пояснил заместитель директора Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории Александр Ситников. — Тогда стенки захоронений укрепляли бревенчатым срубом. Хоронили умершего в скорченном состоянии — как он рождается, так и должен уходить. Рядом ставили сосуды с пищей и молоком. Женщин хоронили с их украшениями. У этой женщины был тоненький браслет и серебряная височная подвеска. Скорее всего, это люди одной семьи — кочевники перемещались в разные места, но возвращались к местам погребений родных, чтобы рядом с ними похоронить других родственников.

Как потом почерпнули из книги «Очерки истории Фроловской земли с древнейших времён до 1917 года» директора Фроловского краеведческого музея Николая Ермольева, в нашем регионе «срубники» наряду со скотоводством занимались и земледелием. «Они выращивали пшеницу, просо, ячмень. Среди домашних животных наибольшее значение отводилось крупному рогатому скоту. Довольно высокого уровня достигали ремесла: косторезное, ткацкое, металлообработка, гончарство и другие. Существовали посёлки. Формировалась военная элита, появились боевые колесницы».

Археологи говорят, что и медицина на кочевом уровне уже была довольно развита. Находки в курганах свидетельствуют о том, что делались операции и даже трепанация черепа.

Из-за ухудшения климатических условий эти племена стали покидать степи.

Сарматы

Другое захоронение находилось уровнем выше. Сохранившийся скелет лежал уже по-иному – он был вытянут, руки по швам. Потрясающе сохранившиеся зубы — все целы. Видимо, это был человек молодого возраста. Но, может быть, это и женщина. Точно его возраст и пол определят антропологи.

— Это представитель сарматов – ираноязычных кочевых племён. В эпоху раннего железного века начинается движение этих племён с Урала в Нижнее Поволжье, — просвещает руководитель научной экспедиции.

Иная культура – иная традиция погребения. Человек лежит в выдолбленной из дерева колоде (хоть и в очень ветхом состоянии, но она сохранилась!). Лежит головой на север.

— Важно было, чтобы лицом он был обращён на юг – в священную для сарматов сторону.

Рядом с головой – разломанное зеркало из позеленевшей от времени бронзы.

— Сломанное зеркало символизировало смерть человека.

Также в захоронении был найден проржавевший кинжал.

— Было время, когда наши предки-казаки под влиянием легенд искали в курганах клады, несметные сокровища и разоряли погребения. Но курганы с богатыми захоронениями встречаются весьма редко, — говорит Александр Владимирович. — Курганы представляют собой в первую очередь историческую ценность.

Но вернёмся к сарматам. Как узнали из книги Н.В. Ермольева, уже в ранний период сарматы вступили в процесс образования классов. «Со временем сарматское общество стали возглавлять сильные правящие династии с царями во главе. Существовал слой знати, прежде всего военной. Её окружали воины, имевшие тяжёлое вооружение. Основную массу сарматского общества составляли скотоводы-кочевники, которые при необходимости также становились воинами. Имелись у сарматов и рабы, но они были в основном предметом торговли. Римский историк Аммиан Марцелин так описал быт сарматов: «Нет у них шалашей, никто из них не пашет; питаются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых согнутыми в виде свода кусками древесной коры, и перевозят их по бесконечным степям. Дойдя до богатой травой местности, они ставят свои кибитки в круг и кормятся, как звери, а когда пастбище выедено, грузят свои города на кибитки и двигаются дальше».

Сарматские племена часто совершали далёкие военные походы, играли значительную роль в войнах на территории Северного Причерноморья, Кавказа и Малой Азии, участвовали в Великом переселении народов, часть сарматских племён достигла Испании, некоторые, вероятно, смешались с восточнославянскими племенами».

 

…Найденные в курганах останки и погребальный инвентарь, сообщили археологи, будут переданы в Волгоградский областной краеведческий музей. Во Фроловском краеведческом музее хранится немало находок из прежних научных экспедиций — погребальные сосуды, меч, ножи, наконечники стрел, бусы, ножницы, кусочки зеркала и другие вещи из древнейших курганов.

 

— Археологические работы в районе хутора Арчедино-Чернушенского стали возможны благодаря нефтяной компании «РИТЭК». Мы очень признательны нефтяникам за то, что в рамках своей деятельности (прокладка подземных нефтепроводов), они стремятся обеспечить сохранность объектов культурного наследия, — отметил заместитель директора Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории Александр Ситников.

Лариса Косьян.

1 Kомментарий

  1. На дороге Цимлянск-Шахты есть правый (на север) поворот с указателем Синий Курган . Это поселок, а в его окрестностях находится и сам огромный Синий Курган. Курганы в степной зоне строили и использовали доставшиеся от предыдущих обитателей едва ли не все народы, живший тут. От ариев-индоевропейцев (ямная, срубная, катакомбные культуры), затем киммерийцы и так далее. Полного объяснения причин такого увлечения я привести не могу. Видимо, именно многофункциональность, широкие возможности степных пирамид обуславливают как следствие их популярность. А функции, как доказанные так и гипотетические, могли быть таковы. Захоронение вождей, царей (в том числе так называемые кенотафы, пустые захоронения). Сигнальные пункты, находящиеся в прямой видимости друг от друга. Возможно, какие-то граничные указатели. Наблюдательные пункты с больших курганов, расположенных удачно, видно на десятки километров. В том числе это удобно для скотоводов сиди себе, наблюдай за стадами. И, безусловно, ритуально-обрядовые функции. Поклонение богам, жертвоприношения. Мне неизвестно, кто создал Синий Курган. Известен, однако, созданный (даже язык не поворачивается сказать насыпанный ) в начале III тысячелетия до н.э. курган Чауша ( Дозорный ), что у берега Дуная. Он содержал остатки жертвоприношений, в том числе людей, выполненных по сложному ритуалу. На аналогию (разумеется, ничем не подтвержденную) меня натолкнули громадные размеры и того и того сооружения, а также строгая ориентация. Курган Чауша яйцевидный (символ зарождающейся жизни, понятно), вытянут с севера на юг. Синий Курган вытянут с запада на восток. Насколько он напоминает яйцо или овал, с поверхности Земли сказать сложно. А в соседнем с Чаушей кургане Цыганча тоже найдено жертвоприношение людей. Странный скелет, составленный из обломков костей четырех или пяти человек. Скелет сложен в форме эмбриона и посыпан охрой. Вполне вероятно, считают ученые, что перед нами Пуруша, человек-титан, из частей тела которого боги и жрецы согласно индоевропейской мифологии создали за год Вселенную с ее стихиями и существами. Как говорят профессиональные археологи, на протяжении трех-четырех поколений археологов сложилась такая система восприятия степных пирамид : курган это большая куча земли и камней с элементами простейшей архитектуры, сооружавшаяся над могилами выдающихся людей их суеверными современниками. Признается некоторая научная ценность рукотворных холмов, но неизмеримо большее значение придается скрытым под ним захоронениям, точнее содержащимися в них предметам материальной культуры . На этих предметах базируется археология дунайско-волжской прародины индоевропейских племен, вошедших в историю своими неувядающими памятниками духовной культуры. Однако современная археология начала осознавать, что исследует вместилища взаимосвязей человечества со вселенной. Таким образом, сами курганы, величественные и внушительные сооружения, представляют огромную культурную ценность как совсем еще не понятые проекции мыслей и представлений тех людей. Их надо не раскапывать как можно скорее, а охранять, используя для исследования неразрушающие методы, да и то осторожно. Думаю, никто не сомневается, что сегодняшние методы работы археологов лет через сто будут считаться не менее варварскими, чем в начале XXI методы раскопок XIX века. А теперь посмотрим на сам Синий Курган.

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*