Самолёт для земляка

В городском краеведческом музее многие фроловчане останавливались перед экспозицией, посвященной моему деду Петру Андреевичу Серову. Мы сохранили его лётную куртку, планшет, наградные документы. Храним память о нём. Он прошёл всю войну — с первого её дня до победного. Совершил 300 боевых вылетов. Подполковник Серов награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, шестью медалями.

 

Первый вылет

«23 июня 1941 года. На рассвете группа бомбардировщиков вылетела на боевое задание. Нам было приказано нанести бомбовый удар по скоплению танков и военных складов противника в районе города Яссы. Это был первый боевой вылет в начавшейся войне, — вспоминал Пётр Андреевич. – Я — ведущий в правом звене эскадрильи. Летели без сопровождения истребителей, видимость была хорошая, как принято говорить у авиаторов, «миллион на миллион», то есть на небе ни одного облачка. Высота, на которой мы летели, – 1500 метров – очень мала, особенно при такой видимости, но приказ есть приказ. Уже вернувшись с задания, мы узнали, что командующий отдал приказ об изменении высоты полёта нашей группы, но связи не было, и тогда цифры нужной высоты написали прямо на фюзеляже истребителя и послали его за нами. Но он нас не догнал, мы были уже за линией фронта.

Выйдя на цель, мы сбросили бомбы. Хорошо видны были взрывы и очаги пожара. И когда стали занимать места в строю, чтобы следовать на свой аэродром, гитлеровцы обрушили на нас мощный огонь зенитной артиллерии. Разрывы следовали один за другим — то справа, то слева, выше, ниже наших самолётов. Мы вынуждены были прибегнуть к противозенитному маневру – увеличить дистанцию и интервалы строя, что ослабило нашу оборону, и этим воспользовался противник: 17 мессершмиттов атаковали колонну. Оборона нашей группы была нарушена, положение тяжелое, сразу были сбиты несколько наших самолётов. После очередной атаки «мессеров» в моём звене был подбит самолёт старшего лейтенанта Поповского. И снова атака. Но штурман лейтенант Аветисов меткой очередью расстрелял фашистского стервятника, и тот, объятый пламенем, рухнул на землю. В этом бою стрелок-радист Виноградов трижды отражал атаки вражеских истребителей. Наши штурманы и стрелки-радисты сбили шесть самолётов врага, но и у нас потери были большими. Многие товарищи погибли. Это был первый бой».

 

На крыле

«Шёл второй год войны. Нанося главный удар на Сталинградском направлении, противник потеснил ослабленные в предыдущих боях части Юго-Западного фронта.

Наш смешанный армейский авиационный полк начал отступление в июле 1942 года из-под Коммунарска, Краснодона Ворошиловоградской области. На переправе через Дон потеряли несколько автомашин, а ещё нужно переправлять техимущество, оставшиеся боеприпасы, техсостав, штаб полка. Нам, лётчикам, надо было делать несколько рейсов. Так получилось, что мой самолёт должен был покидать аэродром Новочеркасска последним. Осталось четыре человека из технического состава и наш полковой врач. В двухместном самолёте У-2 шесть человек с пилотом нельзя разместить. Должен был прибыть ещё один самолёт, но его почему-то не было. Как же быть с людьми? И разместить нельзя, и не оставишь же их на верную гибель или плен. Сняли в задней кабине сидение – два человека сели на пол, ноги просунули в гаргрот, один человек еле втиснулся во вторую кабину. А ещё двое?.. За горой уже движутся вражеские танки… На скорую руку одного закрепили на левую нижнюю плоскость крыла, другого – на правую, привязали их за стойки, и на взлёт. Долго машина делала разбег, в конце площадки еле оторвалась. Летим, я поглядываю – держатся. До Батайска, аэродрома назначения, не полетел, не стал рисковать. Посадку произвёл в Мокром Батае, там приличная площадка сооружена – ложный аэродром. Сели, с радостью кричу: «Вылезай, друзья, приехали! Главную преграду – Дон – форсировали. Дальше сами. Я – на другое задание». Только взлетел, осмотрелся, на высоте шныряет пара «мессеров». Отвернул на бреющем, ухожу в сторону. Кажется, не заметили. Радуюсь, что друзей успел переправить.

Десятки лет спустя на встречах с однополчанами мы вспоминали и этот случай, и отступление. Подумать только, 1500 километров мы преодолели при отступлении, не потеряв ни единого человека! На нашем пути не было столовых, общежитий, гостиниц, не было транспорта. Отступление началось настолько спешно, что не успели выписать даже продовольственного аттестата. Пишу об этом, чтобы не канули в Лету этот труднейший отрезок боевого пути нашего полка и огромная заслуга в преодолении трудностей нашего комиссара Петра Андреевича Серова», — рассказывает в своей книге воспоминаний Герой Советского Союза Григорий Шупик.

 

Постройте самолёт

В августе 1944 года железнодорожники станции Котельниково собрали из личных средств 110 тысяч рублей и на 101 тысячу рублей-облигаций госзаймов и направили в Фонд обороны страны с просьбой построить на эти средства боевой самолёт «Котельниковский комсомолец-железнодорожник» и вручить его земляку железнодорожнику-орденоносцу Петру Андреевичу Серову.

В 1929-1934 годах Пётр Андреевич работал в паровозном депо станции слесарем, затем помощником машиниста. Отсюда по путёвке комсомола его направили в школу лётчиков.

Самолёт построили. Правда, Серов его не получил: построили истребитель, а он летал на бомбардировщике. Летал всю войну — с первого дня до победного.

Татьяна Соболева.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*