Самая ценная медаль

Никто в хуторе Ветютнев и предположить не мог, что этот мальчишка, спешащий с такой же босоногой ватагой друзей на речку, гоняющий с ними мяч на пустыре, через годы возглавит ведущие заводы страны, будет работать над созданием новых конструкций тепловозов и военной техники, станет лауреатом Государственной премии СССР.

Александр Чернов относится к той когорте советских руководителей, которые начинали свою трудовую деятельность ещё детьми во время Великой Отечественной войны, потом поднимали из руин страну, восстанавливали промышленность, кто пришёл к руководству заводов, как говорится, от станка. Они рано повзрослели, приняли на себя груз ответственности за поколение, за страну.

…Александр Чернов родился в хуторе Ветютнев в семье донских казаков. Когда ему было три года, умерла мама. Отец в это время служил в Красной Армии. И Александр с младшим братом Виктором (ему был 1 год) росли в доме дедушки Григория и бабушки Веры Черновых. Вернувшись со службы, отец женился во второй раз, но мальчуганов в новую семью не взял. Так и жили братья у дедушки с бабушкой. В середине 1930-х годов вся семья Григория Степановича переехала в город Фролово.

Когда началась Великая Отечественная, оба сына Григория — Иван и Василий — ушли на войну, воевали на Сталинградском фронте. Участвовали в окружении немецкой армии фельдмаршала Паулюса. Василия тяжело ранили, а Иван после разгрома немцев под Сталинградом пошел военной дорогой дальше — освобождал Украину, Белоруссию, Прибалтику, Польшу, дошёл до Берлина.

С лета 1942 года город Фролово стали интенсивно бомбить немецкие самолеты. Глава семьи Григорий Степанович запряг в подводу лошадь, погрузил всю свою большую семью — жену, сноху, трёх внуков – и отправился в хутор Лебяжий. Здесь они нашли временное жильё. Дедушка иногда посещал свою усадьбу, смотрел, стоит ли их дом. В середине ноября домой «с разведкой» отправился внук Александр. До Фролово 50 км, шёл пешком, через неделю вернулся и рассказал, что дом их и железнодорожная станция разбиты, поезда не ходят, но город уже не бомбят. Черновы вернулись во Фролово. От их дома ничего не осталось. Из соломы и глины дед с внуками слепили хату из двух комнат, где и жила семья до конца 1945 года.

В 1943 году, когда исполнилось 16 лет, Александр пошёл работать слесарем в паровозное депо на станции Арчеда. Он восстанавливал железнодорожные пути, ремонтировал паровозы. В 1944-м уехал в Новочеркасск на паровозостроительный завод, параллельно учился в вечерней школе. После войны поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Жить было тяжело, стипендия небольшая, спасибо, иногда приходили посылки от дедушки с бабушкой и дяди Василия.

По окончании института Александра Чернова направили работать в город Красноуфимск Свердловской области старшим инженером паровозного депо. В 1955 году перевели в Ижевск начальником паровозного депо. В 1961 году, когда ему было всего 34 года, назначили директором Муромского тепловозостроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского. Снова переезд. В то время в семье Черновых было уже две дочери. Под руководством Александра Ивановича завод стал создавать новые конструкции тепловозов, а параллельно и новейшую военную технику. На заводе неоднократно бывал министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов — лично следил за разработками новой военной техники.

Советское правительство высоко оценило заслуги молодого директора. За разработку и внедрение новейших образцов спецпродукции Александру Чернову в 1969 году присуждена Государственная премия СССР. Он награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971 и 1976 гг.), многими медалями, а завод — орденом «Знак Почёта» (1976 г.). Но самой ценной он всегда считал свою первую медаль — «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которую получил мальчишкой-слесарем в паровозном депо станции Арчеда.

Работники завода с благодарностью вспоминают время подъёма предприятия, заботу о них директора. В память о нём на заводе установили мемориальную доску.

Когда в 1977 году стал нужен новый директор флагману в области атомной энергетики — Подольскому машиностроительному заводу – правительство страны доверило пост Александру Ивановичу Чернову. Под его руководством завод выпускал продукцию для атомной и оборонной промышленности. С именем Александра Ивановича связаны многие трудовые успехи завода.

В начале 1980-х годов в министерстве рассматривали предложение Чернова о создании малых мобильных атомных электростанций. Он был очень воодушевлён этой идеей, планировал производить их на своём заводе. Спустя несколько лет первая в мире передвижная атомная электростанция была создана и пущена. Но Александра Ивановича уже не было… 1 июня 1984 года он должен был заступить на должность заместителя министра тяжелого машиностроения СССР, но 20 мая скоропостижно скончался от сердечного приступа. Ему было 57 лет.

Олег Чернов, двоюродный брат (г.Новочеркасск).

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*