Путейцы

Они работают под открытым небом, в любую погоду следят за состоянием железнодорожного полотна и ремонтируют его

…В начале XX века (по воспоминаниям слесаря дистанционных мастерских Серафима Биркина) границы дистанции были от разъезда Медовый до большого Царицынского семафора. Рельсы лежали на легком, т.е. песчаном, балласте. Дистанция делилась на околотки и отделения, в неё входили строения: депо, водокачка, жилые дома. Начальником в 1922 году был Александр Шахов.

…Ремонт пути проводился ручным способом. В работе путейцы применяли маховые кирки, подбойки, железные и деревянные лопаты, ключи, костыльный лом. В мастерских были тиски, кузница, сверлильный ручной станок, наковальня, горн. Весь рабочий инструмент делался вручную. Мех горна тоже раздувался вручную.

…Рельсы были легкого типа. В 1927 году провели сплошную смену рельс на более тяжелые типы, но они были старогодные (б/у). Путь приходил в плохое состояние, вследствие чего были частые крушения поездов (по воспоминаниям старшего дорожного мастера Ивана Преснова).

…В 1930 году дистанция получила автодрезину, затем съемную дрезину «Пионер» на бензиновом моторе. Потом появилась электросварка, в 1937 году получили сверлильный станок, машины ЗИС-5 и полуторку. Производство набирало сил, трудились все с душой. Появились реечные, а затем винтовые путевые домкраты, в кузнице — механический цех, но инструмент продолжали делать вручную из утиля.

…В 1940 году начался капитальный ремонт пути: меняли балластный слой на щебеночный…

…1941 год. С началом войны начальник дистанции Семенец собрал всех коммунистов и объявил, что на нашу страну напали фашисты. Добровольцами на фронт ушли более 60 человек. Им на смену пришли подростки, женщины.

…Всё было переключено на оборону. Путевые станции были переименованы в В.В.О. (Военно-восстановительные отряды). В них ушло много путейцев.

…Железная дорога Арчединско-Поворинского направления была одной из основных линий, питавших всем необходимым Сталинградский и Донской фронты. Поэтому железнодорожные станции враг нещадно бомбил. В 1942/1943 гг. на станцию Арчеда, город Фролово и его окрестности немецкая авиация совершила 62 авианалёта: было сброшено 1282 бомбы.

…Чтобы сократить перерывы движения, вызванные частыми бомбардировками, подразделения воинов-железнодорожников, а также местные путейцы размещались в землянках вдоль линий и сразу же приступали к устранению повреждений. Поезда шли без остановок по обводному пути, проложенному по соседним со станцией улицам.

…Один из героев – дорожный мастер Арчединской дистанции Василий Сорокин, ещё до войны награжденный орденом Ленина. Он пришёл работать на железную дорогу в 15 лет. В годы Сталинградской битвы со своими товарищами под бомбежками вражеской авиации восстанавливал путь, спасая вагоны от уничтожения. Трижды был завален землей, но отдохнув, снова принимался за труд: обеспечивал беспрепятственный пропуск поездов к Сталинграду. Василий Максимович награжден медалью «За оборону Сталинграда», знаком «Почетному железнодорожнику».

…С 1943 года началось восстановление пути, здания мастерских дистанции пути.

…В 1970 году указом Президиума Верховного Совета СССР коллективу дистанции пути вручено Красное Знамя и оставлено на вечное хранение.

…В 1972 году железнодорожный путь усилили, уложив рельсы Р65, что позволило увеличить скорость движения поездов до 100 км/ч.

…На километре пути – 16 тысяч болтов. Их крепили вручную. Но в 1980-е годы дистанция получила путевой моторный гайковёрт — самоходную путевую машину для отвёртывания и затяжки болтов рельсовых скреплений. Облегчила труд путейцев ВПР-1200 (выправочно-подбивочно-рихтовочная машина, обеспечивающая производительность 1200 шпал в час), затем более мощная ВПР-02. Техническое оснащение продолжалось…

Но ручной труд путейцев востребован и сегодня.

…Каждый сезон для путейцев по-своему напряжённый. Такой прочный и стабильный, на взгляд простого обывателя, железнодорожный путь – подвижный и живой. В летний зной рельсы имеют свойство расширяться, а в морозы, наоборот, сужаться. В весеннее половодье высок риск «выплесков» пути, в снежную зиму – заносов. Люди в оранжевых жилетах круглосуточно контролируют состояние железной дороги.

…Это сегодня расчисткой снега на железнодорожных путях занимаются снегоуборочные машины. В советское время в каждом колхозе и на каждом предприятии были определены люди, которые приходили на помощь путейцам в снегоборьбе. На расчистке путей от снега можно было встретить весь горком партии с лопатами в руках, включая председателя.

…Когда случалось самое страшное – столкновение или сход поездов — путейцы в максимально короткие сроки должны были восстановить путь. Но было и такое, что на восстановление пути потребовалось целых 26 часов. В апреле 1984 года на разъезде Гурово из-за излома шейки оси колёсной пары сошли 22 вагона с мазутом… Весь мазут необходимо было собрать, засыпать полотно песком, щебнем… «Это надо было пережить», — говорят ветераны.

…Сейчас дистанция пути проходит через шесть районов Волгоградской области – Иловлинский, Фроловский, Михайловский, Новоаннинский, Новониколаевский и Урюпинский — это 265 км главного пути.

…Арчединская дистанция считается одной из лучших в России среди отраслевых предприятий.

…Семи работникам Арчединской дистанции присвоено звание «Почетный железнодорожник»: Николаю Коробкину, Ивану Галилову, Якову Чернявскому, Сергею Коробову, Александру Кудрявскому, Вере Мордвинцевой, Юрию Черноклинову, Николаю Капиносу. Награждены медалью — орденом «За заслуги перед Отечеством 2 степени» машинист Геннадий Карабенков, водитель дрезины Александр Трашин.

…Дорожному мастеру Арчединской дистанции пути С.И. Донецкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1942 году Степан поступил работать сезонным развозчиком. В один из дней зимой 1943 года, когда он вёз на санях продукты для рабочих, в критическую минуту распряг лошадь и верхом догнал скат с буксой на оси, который нёсся по рельсам навстречу военному эшелону. Степану удалось удержать и столкнуть с рельсов в сторону скат, весивший более тонны, что предотвратило неминуемое столкновение. В другой раз они вдвоём с путевым обходчиком в экстренном порядке устранили неисправность на лопнувшем рельсе, обвязав трещину жестяной полосой, тем самым предотвратили аварию. В 17-летнем возрасте Степан был зачислен в штат дистанции пути. Стал бригадиром пути на ст. Калинино. Ему достался участок с изношенными рельсами и прогнившими шпалами. Он рьяно взялся за работу, постепенно заменил шпалы и установил более мощные рельсы. В начале 1950-х годов министерский путеизмеритель оценил качество пути в 4 балла, что свидетельствовало о большой и качественно проделанной им работе. В 1955 году С.И. Донецков возглавил Калининский околоток – стал дорожным мастером. Его околоток, расположенный в степном крае и подверженный снежным заносам, всегда отличался образцовым порядком и стал передовым на Приволжской железной дороге, с разрешённой на перегоне скоростью в 100 километров в час.

…Н.И. Коробкин. Символичным было само рождение этого человека — на четырёхсотом километре железной дороги. Семья путейцев Коробкиных, в которой появился на свет будущий наследник их дела, жила в казармах рядом с железнодорожной линией. В будущей профессии мальчик, прыгающий по шпалам вслед за обследующим свой участок отцом, не сомневался, страсть к убегающему вдаль стальному пути впиталась в него вместе с молоком матери. Николай Иванович отдал железной дороге 42 года (с 1979 года по 2008 гг.). Большую их часть был бессменным «ПЧ» (так железнодорожники называют руководителя дистанции). Под его руководством коллективу дистанции много раз были присуждены коллегией МПС РФ и Президиума ЦК независимого профсоюза железнодорожников первые премии. Указом Президента Николаю Коробкину присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РФ», он награжден знаком «Почетному железнодорожнику». И сегодня у него большой авторитет в среде железнодорожников.

Подготовила Лариса Косьян.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*