Пост как лекарство для человеческой души

С 15 марта у православных идёт Великий пост.

Все знают, что пост – это время отказа от животной пищи, что рекомендуют даже светские врачи. Однако смысл вовсе не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться.

Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной? Или, может быть, мы сразу попадём в рай только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли.

Главная суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти –  просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом.

Пост не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.

«Пост болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым», – пишет святитель Афанасий Великий.

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, – говорит преподобный Иоанн Кассиан. – Ибо и душа имеет свою вредную пищу… Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища её, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает её неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие – пища её, которая на время услаждает душу, потом опустошает…».

Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и посещение богослужений в храме.

«Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – О, лицемерие, лицемерие!»

Подвиг поста ничто, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего».

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, – наставляет святитель Иоанн Златоуст. – Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь – выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовёт вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Источник: сайт храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Фролово.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*