Последнее сказанье

Приближается 100-летняя годовщина Октябрьского переворота 1917 года. Редакция предлагает окунуться в далёкие и страшные события, происходившие в то время на Донской земле.

Важным документальным свидетельством является приходская летопись Пантелеимоновского храма хутора Летовского Фроловского района. Она охватывает пять с половиной десятилетий – с 1874-го до конца 1929 года, прерываясь арестом последнего настоятеля. По сути, это взгляд простых людей – священников из казачьего хутора – на великие исторические события, современниками которых им довелось быть: последние мирные годы на рубеже веков, войны, смуту, свержение царя, установление советской власти, коллективизацию. 

Исследованию летописи фроловский священник Евгений Агеев посвятил научную статью «Полвека из жизни Донского хутора», опубликованную не так давно в московском журнале «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета». С разрешения автора приводим её сокращённый вариант.

Хутор Летовский был основан казаками станицы Кременской среди песков на левом берегу Дона. Дата основания неизвестна, но в 1873 году, когда казаки решили построить храм, насчитывалось 95 дворов, 756 жителей. (Для сравнения: в х. Фролове в это же время было 59 дворов и 422 жителя. – Прим. ред.) Земли вокруг не отличались плодородием, поля располагались далеко, но на прогреваемых солнцем Арчединских песках хорошо росли арбузы, а в пойме Дона простирались обильные пастбища для скота.

Деревянный храм, построенный на средства прихожан, был освящён в 1884 году в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. В церкви служили священник, дьякон и псаломщик. При храме открылись приходское училище и школа грамоты.

Приходская летопись началась в 1896 году, однако ретроспективно она охватывает события в приходе со времени строительства храма.

Первым её автором был священник Василий Попов. Его записи отличаются подробностью, приведением цифр и дат. Из них мы узнаём, что число свадеб в хуторе стабильно было высоким, количество рождающихся детей постоянно превышало смертность в 2-3 раза. Священник так характеризует своих прихожан: «Все православные христиане – к богослужению усердны; у исповеди и причастия бывают ежегодно. Поучения слушают со вниманием, к отправлению молебнов и поминовению усопших весьма усердны и внимательны». Он отмечает, что «прихожане с открытием училищ постепенно стали развиваться в умственном и нравственном отношениях. Пороков особенных среди прихожан не замечается».

Отец Василий фиксировал в летописи особые природные явления. Не имея прямого отношения к церковной жизни, они оказывали существенное влияние на жизнь земледельцев. Часто именно природные бедствия побуждали хуторян к молитве. Так, весной 1898 года случилась сильная засуха, прихожане стали совершать крестные ходы с иконами по полям и молебны. Вскоре прошли обильные дожди, и казаки собрали хороший урожай. За четверть века служения в хуторе Летовском (с момента основания храма в1874-го до своей кончины в 1906 году) о. Василий практически не запомнил крупных неурожаев, а вот начало грозного ХХ века было отмечено целой чередой.

С 1906 по 1908 годы записи ведёт священник Иоиль Фёдоров. О тех же самых людях, о которых так тепло отзывался его предшественник, он пишет: «В приходе преобладающий порок пьянство и сопряженные с ним распутство и грубость. Жители отдалённых хуторов очень редко бывают в храме…» У нового священника не сложились нормальные отношения с прихожанами. Причина вполне прозаическая: он поднял в два раза плату за совершение треб, летовцы в ответ отказались покупать для него дом. Противостояние закончилось тем, что священник был переведён в другое место.

Новый священник – о. Александр Андреев – не упоминает о проблемах с жильем, более того, попечительство построило ему новый дом в 1908 году. В одной из первых его записей читаем: «Первое впечатление от прихожан прекрасное, которое в скором времени стало постепенно стушёвываться перед некоторыми грубыми невежественными выходками…» Возможно, конфликт с предыдущим священником о. Иоилем поколебал в летовцах уважение к духовному сану.

К приходскому летописанию о. Александр отнесся небрежно. За пять лет служения в Пантелеимоновской церкви он крупным размашистым почерком заполнил всего два листа. Практически все его краткие заметки говорят нам о погоде и реже об урожае. Встречаются оценки материального положения прихожан: «Народ находится в тяжёлом материальном положении, что в высшей степени неблагоприятно отзывается на причтовых доходах». Возможно, именно недостаток средств к содержанию семьи вынудил его просить о переводе.

Записи с 1913 по 1915 годы отличаются подробностью и эмоциональностью. Новый священник – о. Михаил Сахаров – также упоминает о трениях с прихожанами по поводу жилья, но не для себя, а для нового дьякона. Автор отмечает «большой приток богомольцев» на зимних праздниках, большое число говеющих в первые недели Великого поста нового 1914 года, говорит об одобрении казаками «сухого закона».

Обычное течение хуторской жизни было прервано в июле 1914 года известием о начале Первой мировой войны. С этого времени жизнь прихода стала зависеть от вестей с фронта. Автор воодушевленно описывает проводы казаков, внимательно следит за известиями с фронта. В августе все радовались первым победам, молились об упокоении павших воинов, заказывали благодарственные молебны за успехи русских войск. В октябре начался сбор помощи для нуждающихся семей фронтовиков. В декабре стали собирать теплые вещи и отправлять посылки на фронт. Автор жалуется на отсутствие детей на занятиях в приходской школе, но понимает: без детских рабочих рук с урожаем не управиться. Несмотря на тяготы и тревогу за близких, увеличилось усердие прихожан к молитве.

В октябре в хутор прибыла первая партия беженцев, расселенная по домам летовцев. Люди, бежавшие от немецких войск, были озябшие и больные, прихожане охотно делились с ними дровами и продуктами. В декабре прибыла вторая партия беженцев, которая также была расселена по квартирам.

После описания тягот военного 1915 года записи обрываются.

Возобновляются они лишь в апреле 1919 года. Новый священник о. Феоктист Маланьин пробел в приходском летописании объясняет революционной смутой и подробно описывает «пропущенные» событиях в России и на Дону в 1917-1919 годах.

Продолжение следует.

Источник:

http://pstgu.ru/download/1484735446.6_Ageev_91-106.pdf

Под фото:

Запись от 1912 года, сделанная размашистым почерком о. Александром Андреевым: «Год неурожайный. Народ находится в тяжёлом материальном положении, что в высшей степени неблагоприятно отзывается на причтовых доходах».

Опубликовано в № 112-113 от 16 сентября 2017 г.