Каймак, кубелёк и стойка на Глобусе
В России более тысячи городов. Все они самобытны – со своей историей, традициями. Фролово хранит традиции своего Донского казачьего края.
Из века 17-го…
Уже несколько лет Надежда Курина изучает и воссоздаёт одежду донских казаков. Её работа – комплекты одежды замужних казачек (сукман, кичка и рубаха) и рабочей одежды девиц (рубаха и сарафан) – стала победителем международного этнофестиваля казачьей обрядовой культуры.
— Это полная реконструкция одежды казачек Усть-Медведицкого округа 200-летней давности, — рассказывает мастерица. — Костюмы полностью ручной работы – вышивка по рукавам и подолу, узор на кичке, плетёный поясок, тесьма, пошив. Разве что ткань я не ткала, да пуговицы отливать заказывали другому мастеру.
Как одевались на Верхнем Дону, Надежда восстанавливает по этнографической литературе. Самый старинный костюм – праздничный донских казачек 17-18 веков: рубаха, шаровары и кубелёк.
— В 19 веке этот костюм вытеснили городское платье и парочки. Именно их привыкли считать традиционным казачьим нарядом, — говорит Надежда.
Сейчас она изучает историю костюма уже профессионально – учится в институте культуры. И воссоздаёт костюмы для участников фольклорных коллективов региона.
По рецептам бабушки
Татьяна Шевякова помнит, как бабушка, подоив корову, отстаивала молоко, отправляла чугунок с ним в русскую печь, зажаривала, остужала в погребе (холодильников ещё не было), снимала верхушку и вот, она, вкуснятина – каймак. Что варенички с ним, что яишенка – объедение. Сейчас Татьяна уже сама бабушка и готовит каймачок для своих внуков. Но всё по тому же старинному рецепту, разве что без русской печи. И таких бабушкиных рецептов блюд у неё много. Казачью кухню Шевяковы любят.
— Галушки с поджаренным солёным салом и луком пробовали? А лапшу казачью (её варят из сухофруктов и затёртой на яйцах лапши)? Их готовили на Дону ещё бабушки наших бабушек, — говорит Татьяна. – И рецепт ирьяна за столетия не поменялся. Это кисломолочный напиток из откидного или, как его ещё называли, портошного молока. Почему портошного? Потому что казачки помещали заквашенное молоко в наволочку или белые портки, подвешивали в холодке под яблонькой, сыворотка стекала в подставленные под штанины крынки. Оставшуюся густую массу убирали в погреб, а по мере надобности разводили с колодезной водой – это и есть ирьян. Хорошо в жару жажду утоляет. Как и взвар (отвар из сушёных фруктов).
Их Татьяна тоже готовит. Две коровы на подворье обеспечивают молоком, яблоки и груши на сушку – из собственного сада.
Не знаю, варит ли кто сегодня нардек (арбузный мёд – сильно упаренный сок), делает ли тюрю (холодный суп из хлеба, кваса или простокваши), но многие мои знакомые пекут каныши (открытый пирог с начинкой из зелёного лука) и бурсаки, варят щербу (рыбный суп) и кулеш, запекают леща или карпа, начиняя их кашей, готовят голубцы и студень, и не все знают, что это старинные блюда донских казаков.
Как играли песни казаки
Когда ансамбль «Казачье подворье» (ГДК) сыграл на региональном конкурсе старинную казачью песню «Жил полковник» (на Дону говорили: песни играют, а не поют), ею заинтересовались профессионалы – запросили материал. Песня 19 века, впервые звучала на областной сцене. И таких традиционных, не стилизованных, в репертуаре ансамбля большинство. Все песни – нашего региона. Все – от носителей традиционной культуры.
— Я застала таких бабушек и дедушек, когда ещё девчонкой пришла в ансамбль «Песни Дона», и даже дишканила им, — говорит руководитель «Казачьего подворья» Ольга Козлова. – В памяти сохранилось звучание песен, сейчас воспроизводим. Есть их видеозаписи, спасибо Любови Ивановне Чеботарёвой (тогда руководителю ансамбля), что в своё время делали их. Есть записи фольклорных экспедиций, их запрашиваем в Российском фольклорном союзе.
В свои выступления ансамбль вводит элементы обрядности, и зритель узнаёт, как проходили казачьи посиделки, как праздновали донские казаки Рождество или Троицу.
Считается, что на Дону бытовало более четырёх тысяч различных песен, не считая их вариантов исполнения в отдельных станицах и хуторах. В них и удаль, отвага, о походах сказ. И грусть, тоска казака по семье да хутору. И ширь степей, и Тихий Дон. И радость такая же бескрайняя, и задор, и мощь. Потомки казаков хранят их и передают дальше по поколениям – у ансамбля есть детский коллектив-спутник «Донской родничок».
Купил папа шашку…
Выступление шестилетнего казачка, фланкирующего двумя шашками, поразило зрителей городского праздника. Знакомимся: Дима Рябов.
Первый раз шашку в руки он взял в три года. Папа купил. Пока деревянную. Глядя на отца и старшего брата, стал покручивать. Сначала первые элементы, затем посложнее. И вот он уже выписывает клинком в воздухе лихую восьмёрку, причём переднюю и заднюю, мельницу… А теперь фланкирует и двумя шашками. И уже не деревянными – юнкерскими (только размер отличает их от «взрослых»).
Старший брат Костя занимается в конноспортивном клубе «Ласточка». Димка с восторгом смотрит, как тот выполняет с конём Глобусом элементы джигитовки: соскоки, ласточку, стойку в стремени, упражнения с шашкой и лезгинку на ходу… Его тоже сажают на коня, хотя до стремени пока не достаёт. Такое в семье воспитание – в казачьих традициях.
Как рассказывают, глава семьи – Олег – был среди первых фроловчан, начавших осваивать это древнее искусство владения холодным оружием — фланкировку, когда в 1990-х только начиналось возрождение казачества. Тогда в детские казачьи лагеря приезжали московские инструкторы. И брат его владеет шашкой, и отец.
Кстати, и конь на подворье есть, как и положено казаку. Мама Елена потчует семью в том числе и казачьими блюдами. Все вместе изучают родословную – дошли до седьмого колена.
Зачем? Интерес к истории и традициям предков.
Светлана Базилевская.
Очень хорошая статья, интересная.