По пути к Человеку

О педагогах прошлого и настоящего в Год педагога и наставника — наш разговор с руководителем отдела религиозного образования Урюпинской епархии, кандидатом педагогических наук протоиереем Константином Зелинским. Отец Константин частый гость города Фролово, участвует в научно-практических конференциях в школе №3, проводит встречи с учащимися и педагогами православной гимназии.

 —  Отец Константин, кого из своих учителей вспоминаете с особой благодарностью?

— Мне трудно сказать: на каждом этапе моего профессионального, культурно-нравственного и духовного роста всегда был педагог, который на определенный момент для меня открывал по-особому мир.  Это учитель начальных классов Александра Максимовна Морозова, это и классный руководитель в средних классах Римма Ефимовна Садовникова, это преподаватель виолончели в музыкальном училище Ирина Марковна Муратова, это мой духовник отец Владимир Савицкий, это научный руководитель Тамара Васильевна Черникова, это мой большой друг учёный Виктор Иванович Слободчиков. Конечно, среди моих педагогов была моя мама Тамара Михайловна. Это те педагоги, с которыми я непосредственно встречался, общался. Но могу сказать, что были и такие педагоги, которые учили меня через книги — Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили, митрополит Антоний Сурожский. Всех не перечислить. Всем весьма благодарен. Методы их невозможно описать. Они были талантливыми людьми и, главное, очень чуткими, поэтому методы выбиралась соответственно той или иной ситуации.  Важно отметить, что никогда в этом отношении не промахивались.

 — Кто из именитых педагогов Вам ближе всего по духу и почему?

— Опять же, трудно выделить кого-то одного. У каждого педагога что-то своё, особенное. Но если нужно выделить, то это Василий Александрович Сухомлинский и Шалва Александрович Амонашвили в свои молодые годы.

 —  Отличается ли современный учитель от учителя дореволюционной России, советского периода?

— Несомненно отличается.  Не может век 19-ый не отличаться от века 20-го или 21-го. Разные уклады, разные требования, разное понимание жизни и разное знание детей. Но говорить о том, кто лучше или хуже — неблагодарно и неблагородно. Любое время имело свои особые достоинства и свои особые недостатки. В главном было единство — любовь к детям и желание помочь им стать лучше, раскрыть человеческий потенциал. Стоит отметить, что многие педагогические работы учёных-учителей 19 столетия до сих пор актуальны.

 —  Согласны ли Вы с тем, что сегодня авторитет учителя намного ниже, чем был раньше? Если да, то кто в этом виноват?

—  Увы, авторитет учителя на сегодняшний день значительно ниже, нежели в советское время и время дореволюционное. О виновности трудно говорить. Сложились определённые обстоятельства. Было бы неплохо, если бы современный учитель по статусу вышел бы из состояния педагогического официанта. Но этот статус должно дать государство. Сейчас ведётся в этом отношении определенная работа. Зарплата у учителя низкая, давления на учителя огромное, требования тяжёлые, времени нет.  А отношение некоторых родителей весьма хамское. Нужно понять, что учитель — это не враг, а помощник, который желает помочь ребёнку обрести образование.

— Значит ли это, что учитель всегда прав?

— Всегда ли прав учитель? Нет. Каждый совершает ошибки. В них нужно уметь признаваться и исправляться. Учитель не должен себе позволять унижать человека, ребёнка. Я понимаю, что педагога могут вывести из себя, довести.  Но всё равно учитель не имеет права на унижение. Унижение другого — это осуждение. А тот, кто судит, будет, по слову Евангелия, судим тем же судом. Перед учителем любой человек — это образ Божий, порой искажённый, потемнённый, и всё же образ. Но в каждом отдельном случае надо действовать в зависимости от ситуации.

 — Самые главные трудности, на Ваш взгляд, с которыми сталкивается современный учитель.

— Трудностей у учителя много. Выше мы уже говорили и о зарплате, занятости, об особой ответственности. Добавить к этому можно следующее: масштабный документооборот (бумаготворчество); отсутствие времени на серьёзную подготовку к урокам и воспитательную деятельность; множество ненужных мероприятий;  одни обязанности и, по сути, никаких прав; современные родители считают, что могут звонить учителю в любое время суток, у учителя нет личного пространства; содержание многих учебников превалирует над возможностями учеников и т.д. Ещё многое можно назвать  —  всего и не перечислить.

 — Учитель без веры в Бога может быть хорошим учителем?

— Учитель без веры в Бога может быть хорошим профессиональным учителем.  Василий Александрович Сухомлинский не был верующим человеком, при этом был высоклассным и учителем, и учёным.  Но вообще без веры — невозможно. Учитель должен верить, что есть высшие ценности, что есть идеал, к которому можно стремиться; верить в то, что добро побеждает зло, а значит добро вечно, верить в человека и возможный его духовный рост. Вера в Бога расширяет границы видения и понимания. И если учитель ещё обретёт и эту веру, ему цены не будет.

 — Сегодня многие женщины-учителя носят брюки. Как священник, видите в этом проблему?

—  Брюки? Душа человека смотрит через глаза. Так вот, что творится в душе — это главное, это основное. Поэтому брюки в школе, на мой взгляд, — это не проблема. Если всё сделано со вкусом и помогает человеку быть естественным — то почему бы и нет?

 — Какие шаги должно сделать государство, чтобы в провинции не было дефицита педагогических кадров?

— Наверно, решить бытовые проблемы учителя: достойная зарплата, жилищные условия, время для подготовки к урокам, свободное время для самостоятельного образования и воспитания собственных детей.

 — Что бы Вы пожелали каждому учителю?

—  Пожелание одно — ВЕРИТЬ. Верить в то, что Вы сможете двигаться с детьми по пути к Человеку, верить в то, что Любовь превыше всего и именно любовью спасается мир, верить в то, что вы не винтик, а тот человек, который помогает другому созидать жизнь, беречь жизнь, преображать жизнь и вносить в жизнь Радость бытия.

Беседовала Лариса Косьян.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*