Напитаться энергией

— Отчий дом, отчий край. Бегут годы, десятилетия, а они всё также в памяти, всё так же при воспоминании защемит сердце… — с грустинкой в голосе говорит Олег Чернов.

 

Олег Васильевич родился во Фролово. Кандидат технических наук, 15 лет работал заместителем декана факультета прикладной робототехники и машиностроения Новочеркасского политехнического института. Занимался научными исследованиями, разработкой новых образцов перспективной техники, имеет 22 патента на изобретения. За внедрение на производстве нескольких изобретений награжден нагрудным знаком «Изобретатель СССР».

С теплотой Олег Васильевич вспоминает родной город.

 

— Домик наш стоял на улице Воровского. Жили мы, как и все в послевоенные годы, не богато, скромно. Отец, демобилизованный осенью 1943 года после тяжёлого ранения под Сталинградом, работал военруком в школе, дедушка – плотником на элеваторе. Помню, как-то осенью он привез машину шелухи от проса. Показал нам с братом Геннадием как отсеивать его. Шелухой топили русскую печь, а из проса бабушка Вера варила кашу. Вся еда у неё из русской печи была вкусной. И без мяса получались такие щи, что ел бы и ел. Они часами томились в печи в чугунке. Там же томилось молоко, и бабушка собирала сверху вкуснейший каймак, а молоко потом заквашивала.

В 1953 году я пошел в школу им. Н.К. Крупской. Моя первая учительница – Дарья Алексеевна Макарова, умнейшая, эрудированнейшая, красивая женщина, с нами, со школьниками, возилась как наседка с цыплятами. Через четыре года классным руководителем стала Анна Николаевна Фомина, ещё она преподавала нам математику. Большинство учителей были детьми войны, получившими педагогическое образование сразу после Победы. Все — хорошие специалисты, добрые люди. До сих пор помню их по имени и отчеству. Особо вспоминаю учителя по производственному обучению Анатолия Александровича Лукьянова. Я захватил тот период, когда в школе ввели одиннадцатилетнее образование с дополнительным производственным обучением. Нас в девятом, десятом и одиннадцатом классах параллельно обучали рабочим специальностям: токарь-фрезеровщик или шофёр. Я выбрал первую. Одну неделю в месяц шли занятия. Для этого в школе создали производственную базу с большим количеством различных станков. Об этом позаботился наш любимый директор школы Дмитрий Андреевич Плотников. Он понимал, что для страны в ту пору необходимы были рабочие кадры. Тогда, в школе, я научился мастерству мехобработки металлов, что пригодилось при дальнейшей учебе в институте.

 

С другом Сашкой

Все мы – одноклассники, соседские мальчишки – были дружны. Летом босоногой ватагой бегали купаться на Арчеду, гоняли мяч на пустыре, играли в городки, лапту, катались на велосипедах. С лучшим моим школьным другом Александром Фалькиным, с которым сидели за одной партой почти все школьные годы и макали перьевые ручки в одну с ним чернильницу, мы часто ездили на велосипедах рано утром за 15 км рыбачить на пруды к совхозу «Зеленовский», там хорошо ловились карпы на удочку. Зимой, когда было много снега, катались на лыжах. Их привязывали веревками к валенкам и ехали к мосту, к речке, там был трамплин. Когда снега было поменьше, то к валенкам привязывали канадские коньки и катались на катке у клуба железнодорожников. А в самом клубе смотрели мультфильмы (билет стоил 5 копеек). После занятий в школе ходили в Дом пионеров в бесплатные кружки, там я научился фотоделу, и большинство фотографий в семейных альбомах – моих рук дело.

 

Воодушевлённые Королёвым

В конце 1950-х годов, когда мне было 10-12 лет, мы были воодушевлены идеей освоения космоса. Мечтали делать и запускать ракеты, как академик Королев. Со сверстниками мы делали из подручных средств свои импровизированные «ракеты» и запускали их на улице у своих дворов. Помню, однажды летом мы сделали ракету из фольги, зарядили ее «ракетным топливом» (горючей в то время фотопленкой), сделали сопло, установили на «взлетные» стапеля. На улице на лавочке сидел мой дедушка Григорий и наблюдал за нашим запуском ракеты, вокруг собралось много ротозеев. Мы подожгли «топливо», но ракета соскочила со стапелей и начала с большой скоростью носиться перед всеми зрителями и дедушкой. Помню, крепко он тогда нас отругал, ведь могли подпалить дом, крыша-то была из камыша.

Ну а когда 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел Юрий Гагарин, какая гордость была у всех жителей страны! Наше местное радио передало это сообщение, но перепутало район приземления с одним из мест Фроловского района. Наши взрослые земляки рванули, сломя голову, на грузовых и легковых автомобилях к предполагаемому месту. Когда разобрались, были разочарованы, что не увидели первого космонавта, но всё же ликовали, радовались самому факту полёта, гордились своей страной. И под этим впечатлением часть моих друзей-одноклассников после окончания школы выбрали свои дороги по жизни. Александр Фалькин окончил ракетное военное училище и всю жизнь посвятил служению Отечеству, защищая Родину ракетным щитом, Сергей Бородин окончил авиационное военное училище, Василий Максимов – Тульский политехнический институт и решил стать оружейником.

 

Уроки самостоятельности

После окончания 8-го класса я попросил своего дядю Ивана (участник Великой Отечественной войны, защитник Сталинграда, дошёл до Берлина) устроить меня на каникулах в совхоз «Зеленовский» (он работал там зав. гаражом). И всё лето я работал помощником комбайнёра, помогал убирать на полях урожай пшеницы. На заработанные деньги купил себе впервые часы — «Победа».

В школе я активно занимался общественной деятельностью. После 9-го класса меня назначили начальником школьного лагеря на два потока:  в лесу на берегу реки Медведица был летний лагерь, где все дети на каникулах отдыхали бесплатно. Школьная машина регулярно завозила туда продукты. Жили в палатках, сами поддерживали чистоту и порядок, сами готовили, ходили в походы, рыбачили, купались, было даже кино.

 

2000 инженеров

На встрече выпускников. В центре — первая учительница Дарья Алексеевна Макарова и классный руководительАнна Николаевна Фомина. 1967 год.

Образование и воспитание было лучшим в мире. Пример тому наша школа.  Я окончил её в 1964 году. В классе из 22-х человек было шестеро медалистов: пятеро получили серебряные медали и я – золотую. Больше половины одноклассников получили высшее образование, и это дети, родившиеся сразу после войны в 1945-1946 годах.

Я стал студентом Новочеркасского политехнического института. Учился с охотой. Уже на втором курсе сдавал все экзамены на пятёрки, за что получал повышенную стипендию 50 рублей, а на пятом курсе 62,5 рубля. Жил в общежитии, и иногда мы подрабатывали на ж/д станции Хотунок: разгружали вагоны с цементом, картошкой и т.д., за что получали по 10-15 рублей. Это был хороший заработок, если считать, что 1 кг помидоров стоил 10 копеек, пирожок – 5 копеек, хлеб – 16, а за общежитие платили 2,60 рубля.

Производственную практику проходили по два месяца на передовых предприятиях Советского Союза. Параллельно с учебой часть студентов, в том числе и я, занимались с преподавателями института научной работой и защищали дипломные научно-исследовательские проекты. Осенью 1968 года, будучи четверокурсником, от института я участвовал во Всесоюзном конкурсе на лучшую научную студенческую работу, на Всесоюзной студенческой конференции в Москве выступил с докладами, за что получил диплом, подписанный министром ВиССО РСФСР В. Столетовым.

В 1969 году я получил красный диплом инженера и был распределен на обучение в аспирантуре для дальнейшей работы преподавателем.

После окончания института лейтенантом (в институте была военная кафедра) проходил службу в армии, участвовал в крупных военных учениях. За умелые действия на учениях стран Варшавского договора награждён медалью «За воинскую доблесть». Служа в армии, встретил свою будущую жену Татьяну, и вместе мы прожили 46 счастливых лет.

После службы я вернулся на свою кафедру в Новочеркасский политехнический институт, и за все годы работы был причастен к подготовке на факультете 2000 инженеров.

 

Во Фролово живут мои родные, друзья детства. Сколько раз замечал: побываешь в городе и как будто подпитаешься энергией. Удивительное это всё-таки место – отчий дом, отчий край…

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*