— К Покрову наши прадеды готовились заранее. Надо было всё убрать на огороде, подготовить дом к зиме, отдать долги. К самому празднику хозяйки пекли хлеб и угощали им всех своих близких и соседей, справляли наряды, — рассказывает Татьяна Зукельман.
О нарядах она знает всё. Ну, или почти всё. Уже много лет занимается историей народного костюма. Коллекции её работ имеют награды многих выставок народного декоративно-прикладного искусства различных рангов.
С восторгом рассматриваю сшитые ею русские народные костюмы – сарафаны с блузами, к каждому головной убор. Казалось бы, сарафан он и есть сарафан, но их в коллекции такое разнообразие…
— Это мой первый, — показывает Татьяна Константиновна. — Льняной сарафан, по подолу и переднику отделка из бязи, кружевного шитья и тесьмы. Блуза из поплина, по вороту и манжетам на льняной основе обереговая вышивка. Головной убор.
Каждая деталь – не просто украшение, а имеет глубокое значение. Например, вышивка: важен не только символ, но и цвет. Здесь – красный, символизирующий солнце, тепло, здоровье, саму жизнь.
— А в казачьем костюме даже одна деталь может многое сказать о его хозяйке, — отмечает мастерица. – Вот оборка на юбке (показывает другой костюм) – значит, казачка замужняя. Юбки же девушек украшались тесьмой.
Тесьма, шитьё, как рассказывает, в русском костюме были обязательны даже на повседневной одежде. Это сейчас мы одинаковые – в джинсах, футболках. А когда-то девушки, женщины шили, украшали свою одежду так, чтобы ни узором вышивки, ни тесьмой подружкин сарафан не повторить.
Есть в коллекции сарафаны попроще – на каждый день, есть – на праздничный. Одни – для крестьянок, другие — и боярыня не отказалась бы надеть.
— В правление Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Но Екатерина II сделала его универсальным предметом одежды для всех сословий, — продолжает Татьяна Зукельман. – В каждой местности народный костюм имел свои особенности.
Это ярко показывает её коллекция текстильных кукол в народных костюмах российских губерний XVII-XIX веков. Женские свадебный, повседневный, девичий праздничный наряды архангельской, московской, симбирской, рязанской губерний, мужской костюм крестьянина средней полосы. Каждый воссоздан даже в мелких деталях. Включая головной убор, обувь, вышивку. Всё Татьяна Константиновна мастерит сама. Не один месяц ушёл на штудирование литературы и изготовление кукол.
А ещё она занимается лоскутным шитьём и вышивкой. Её вышитым панно «Бабочки» восхищались в разных городах на разных выставках. Смотрю и удивляюсь – какой же это труд! Лоскутное шитьё также требует огромного терпения, ещё надо уметь подобрать кусочки ткани различной расцветки и составить из них гармоничный узор. Каждая вещь – полёт фантазии мастерицы. Каждая неповторима.
На студии декоративно-прикладного творчества «Чудесные фантазии» (ГДК) много её работ в разных техниках.
— Увлечение идёт из детства, — рассказывает. — Первое платье я сшила в 11 лет. Мама купила отрез на три платья – мне и младшим сестрёнкам. Им шила она, а я себе сама. Прабабушка, бабушка, мама – все были знатными мастерицами: шили, вязали, вышивали. А папа – знаменитым в городе сапожником – в театре работал, шил обувь для артистов (жили мы тогда в Чебоксарах). Семья большая – десять детей: пять сыновей и пять дочерей. Все мы мастерить-рукодельничать научились.
К каждой выставке Татьяна Константиновна старается подготовить новую работу. Сейчас трудится над очередной, не давая уйти в прошлое народной культуре, народному творчеству.
Светлана Базилевская.
Отправить ответ