Масленица пришла: как отмечали её донские казаки

Сегодня началась Масленичная неделя. Как проводили её наши предки – донские казаки, рассказали во Фроловском городском краеведческом музее.

– Масленица на Дону отмечалась широко. В субботу перед прощёным воскресеньем устраивались скачки с джигитовкой, рубкой лозы, поражением пикой чучела, стрельбой на полном скаку. Отличившиеся казаки получали призы. Руководил всем атаман, одетый в скоморошную одежду. В прощёное воскресенье младшие кланялись в ноги старшим и просили прощения, затем все просили прощения взаимно друг у друга.

О праздновании Масленичной недели подробно рассказывается в исследовании Марины Рыбловой «Календарные праздники зимне-весеннего цикла у донских казаков XIX – начале XX вв». Предлагаем отрывок из работы.

«В XIX – нач. XX вв Масленицу праздновали в течение недели перед Великим постом. По православной Пасхалии она приходилась на вторую половину февраля – начало марта. Неизвестный автор рукописи, относящейся к 1824 г., писал, что в Старочеркасске Масленица начиналась с заговенья, которое устраивали накануне за полночь. Наши информанты отмечали, что блины пекли всю неделю; «самые гулянья» начинались с четверга или со среды («первые дни до среды – обыкновенные»); в четверг молодые семейные пары ходили в гости к родственникам; в субботу посещали кладбище или просто раздавали «милостыньки», воскресенье называли «прощеным» или «Масленицу провожать», в этот день в некоторых местах, кроме блинов, выпекали также калачи, в других местах калачи выпекали с четверга, их остатки хранили до конца Поста и ими разговлялись.

По нашим сведениям, в большинстве станиц Среднего Дона и его притоков широкие масленичные гулянья начинались не ранее среды. Молодежные гулянья на улице становились все более «широкими»: «…катания на санных тройках, девки от каждой улицы набьются в одни сани, человек десять, сажают гармониста и давай с песнями куролесить по всей станице. Парни скачки устраивали за санями – девок ловить, кулачки устраивали улица на улицу». В это же время «пожилые казаки сбирались по куреням, нагатавливали закусок и питья разного, и пошли разговоры-воспоминания: кто, где служил, в каких баталиях участвовал, случаи разные рассказывали, привирали, конечно. Апосля затягивали старинные казачьи песни. Кто еще на ногах крепко стоял, пускались в пляс».

Во многих станицах на Масленицу собирались так называемые «гулебные компании», которые организовывались по принципу ранних казачьих военизированных сообществ. Главную роль в них, естественно, играли казаки-мужчины. Они собирались группами, выбирали так называемого «гулебного атамана», вручали ему насеку – знак власти и шли к атаманскому правлению, чтобы получить у станичного атамана знамя. Выбирали также «праздничного есаула», которому вручали трость с привязанным к ней пучком сухих васильков. После этого начиналось «хождение со знаменем» – обходы дворов. Когда заходили к кому-нибудь в гости, знамя водружали рядом с домом, оставляя возле него часового, и отправлялись гулять с хозяином. Часто обходы продолжались до поздней ночи, в некоторых местах в них принимали участие и женщины.

Конец Масленичной недели – Прощеное воскресенье – был днем, когда члены одной семьи просили друг у друга прощения, причем начинали всегда с самых старых членов семьи. Молодежь поясно кланялась им в ноги и произносила формулу «прощения». Затем целовались. Всегда очень серьезно относились к этой традиции, подчеркивая, что уважительное отношение к старости – особенность казачьей общинной жизни. В некоторых станицах в этот день ходили «прощаться также с покойниками» на кладбища.

К началу XX в. масленичная обрядность превратилась уже в простое веселье. В советское время от прежней «широкой» Масленицы остались лишь непременные блины и традиция «воскресного прощения».

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*