Люблю тебя, моя родная школа

Мы окончили школу 60 лет назад. Да и школы нашей – имени Крупской – уже нет (после реконструкции в этом здании располагается детсад «Семицветик»), но мы до сих пор помним своих учителей по имени и отчеству, вспоминаем их с любовью и уважением

Мы – это одноклассники Галина Полунина (Наумова), Юрий Зарудний, Альбина Завацкая (Зарудняя), Анатолий Брехов (ныне живущие во Фролово) и я.

— 1953 год. Я иду в первый класс. Помню, что собиралась в школу с великой радостью. Новое коричневое платьице с подшитым белым воротничком,  белый фартучек. И самое главное – портфель, а в нём букварь и тетрадки, к которым я боялась притронуться, чтобы не испачкать, — вспоминает Галина Полунина. – Вот – сижу за партой со слезами на глазах. Плачу безудержно, даже тетрадка от моих слез сморщилась и стала вся в синих разводах. Чувствую, как кто-то потихоньку гладит меня по голове, слышу добрый, тихий голос. Поднимаю голову: добрая улыбка и добрые-добрые красивые глаза учителя. Я успокоилась и рассказала, в чем дело: «Не умею держать в руке карандаш и единица получилась с хвостиком, а нолик разлёгся аж на три арифметические клетки». Виновником же синих разводов в тетради оказался химический карандаш, который я позаимствовала у дедушки. Он мне очень нравился. Учитель взяла своей тёплой ладонью мою маленькую ручку и начала потихоньку водить карандашом, а потом и макая в чернильницу перьевой ручкой вдоль косых линеечек, которые формировали красивый наклон букв и цифр. И всё у нас получилось! Впоследствии у меня был красивый почерк.

Наш 4 коасс. В центре — первая учительница — Дарья Алексеевна Макарова. 1957 год.

Это была моя первая учительница Дарья Алексеевна Макарова – умнейшая, эрудированнейшая, красивая женщина. С нами возилась, как наседка с цыплятами. Бывало, ученик чуть не плачет, но любовью и лаской она успокоит, поможет, подскажет. Сколько у неё доброты, внимания, заботы было для нас! Мне она всегда говорила: «Галя, без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Сегодня ты хорошо ответила на уроке, завтра ты должна ещё лучше ответить». Вроде простые слова, но они были именно для меня и запоминались надолго. Дарья Алексеевна формировала в нас личности, которым присущи добро, порядочность, правдолюбие, чувство сплоченности, ответственности. Она нас любила, и мы её тоже. В пятый класс я перешла с хорошим багажом знаний. Конечно, мы все волновались, думали, как нас примут новые учителя. И очень, очень сожалели, что не будет с нами нашей любимой Дарьи Алексеевны.

 

Нашим классным руководителем стала Анна Николаевна Фомина. Все остальные школьные годы она была нашей второй мамой, и мы её за глаза ласково называли Аннушкой.

– Я рос без отца, с мамой и бабушкой. После уроков не спешил делать домашние задания, а бросал портфель и бежал на улицу, поэтому учёбу запустил. Но Анна Николаевна смогла наставить меня на путь правильный и привить любовь к учёбе, научить понимать и её предмет математику. Я ей очень благодарен за это, — говорит Анатолий Брехов.

 

Добрым словом вспоминаем учителя физкультуры Наталью Степановну Морковкину. Она, окончившая Сталинградский институт физкультуры, была молодой, спортивной, красивой женщиной, старалась привить школьникам любовь к спорту. В начале 1950-х годов уроки физкультуры проходили зимой прямо в школьном коридоре. Бедная уборщица мыла его каждую перемену. В тёплое время мы занимались на спортплощадке во дворе школы. Позже построили спортзал. В школе были секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, а зимой ещё и по лыжному спорту.

– Наталья Степановна приучала нас с Юрием Зарудним правильно рассчитывать свои силы при беге на лыжах, и мы на городских соревнованиях на 5 и 10 километров занимали призовые места, — вспоминает Анатолий Брехов, один из лучших спортсменов школы. — Учила и тактике бега на длинные и короткие дистанции. У меня до сих пор хранится медаль за первое место на районных соревнованиях по легкой атлетике, которое я занял в 10-м классе.

 

Преподаватель черчения и рисования Аркадий Владимирович Иванов был самым пожилым учителем в школе — 1901 года рождения. По жизни он был хороший художник, поэтому ему доверили научить детей любить прекрасное. Он со вкусом украсил школу репродукциями картин великих художников. Были в школе и его работы. Аркадий Васильевич подмечал у учеников склонности к рисованию и старался их развивать. Заметил дар художника и карикатуриста с красивым почерком у нашего одноклассника Николая Любимова. Стал с ним заниматься, научил разным приёмам работы с красками и карандашами. И все школьные стенгазеты, поздравления, шаржи теперь делал Николай. Он мог даже выводить старорусские вензеля.

Учитель доходчиво учил нас и черчению. Даже девочки класса постигали эту науку, и часть из них после школы поступила в технические вузы.

Кроме того, Аркадий Васильевич был отличный воспитатель, имевший талант организатора, наставника. И директор назначил его классным руководителем вновь организованного 8 «В» — класса из детей, приехавших из хуторов с семилетними школами. Он смог за короткий срок незнакомых ребят сплотить в дружный класс и вывел его в передовые. Прожил наш любимый учитель 80 лет.

 

Особые слова благодарности учителю французского языка.

Впервые в городе французский мы услышали в нашей школе, — воспоминает Галина Полунина. – Хорошо помню тот день, когда у нас в классе (1958 год) появилась Викторина Васильевна Болкунова – учительница французского языка. Я её до этого не видела. Воображение рисовало изящную женщину с наимоднейшей причёской (все-таки французский язык). И вот открывается дверь и входит она. В простеньком платье с отложным воротничком, небольшого роста, с высоким открытым лбом, гладко зачёсанными волосами. Я растерялась. Вскоре мы узнали, какая она сильная, умная, добрейшая женщина и отличный учитель. Викторина Васильевна относилась к детям войны (1928 года рождения), как и большинство наших учителей, и педагогическое образование получила после Победы, но принципиально не стала учить немецкий язык. Она никогда не разговаривала с нами на повышенных тонах. Иногда, правда, так преподносила нам наши переводы на французский, что хохотал весь класс, но мы нисколько не обижались. Своим бережным отношением она воодушевляла нас на «подвиги». Я была далеко не лучшей ученицей в учебе, но в ответ на её отношение однажды выучила аж десять строчек стихотворения на французском. И так потихоньку начала понимать французский.

Уроки были интересными. Викторина Васильевна всегда старалась вызвать у нас интерес. То рассказом о французской революции, о мальчике Гавроше, помогавшем на баррикадах, и всё это на французском, а мы потом усиленно искали слова, чтобы точнее пересказать. То русскими песнями на французском языке. Тогда была очень популярна «Солнечный круг». «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!», — мы пели на уроках с таким азартом, что учителя заглядывали в класс с вопросом, что случилось.

И сейчас, по прошествии целой жизни, никто не сможет отнять у меня любви к французскому языку и особенно к моей учительнице Викторине Васильевне. Когда слышу французскую речь, а особенно песни в исполнении Шарля Азнавура, Патриссии Касс и Мирэй Матье, душа замирает. Звучит песня, и я понимаю, о чём она – о любви вечной и красивой, о свободе. И конечно вспоминаю нашего учителя французского Викторину Васильевну Болкунову.

Бегут годы, мы школьники 50-60-х годов прошлого столетия, уже давно дедушки и бабушки. И пусть прошли десятилетия, мы всегда с теплотой в сердце вспоминаем наших дорогих учителей, наших наставников, давших каждому из нас путёвку в жизнь.

Олег Чернов. г.Новочеркасск.

Фото предоставлены музеем «История народного образования» (ЦДТ).

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*