Ложка для знаний

Советы психолога

Сын учится в 4-м классе, второй год ходим к репетитору по английскому языку 4 раза в неделю, по математике и русскому языку 3 раза в неделю. Результатов особых нет. По английскому языку в четверти вышла двойка, по математике и русскому между двойкой и тройкой. Уроки делаем до полуночи, иногда дольше. Дома истерики, нежелание учиться. Как помочь сыну?

Как помочь младшему школьнику с трудностями в обучении, рассказывает педагог-психолог высшей категории Надежда Пурецкая:

— Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота. …Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?». Клиент говорит: «А вы попробуйте!». Официант: «Может, недосолен?» Клиент: «А вы попробуйте!». Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! А где ложка?». Клиент: «Вот именно!».

Для успешного освоения школьной программы (суп из нашего анекдота) ученик должен обладать определенным уровнем развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи и мотивации (ложка). Если данные процессы развиты недостаточно, то возникшие трудности в обучении и неудачи резко снижают у ребенка желание учиться.

Причины слабой успеваемости различны: от ослабленного здоровья до неблагополучной семейной ситуации, от наследственных факторов до педагогической несостоятельности родителей. И помощь ребенку в каждом случае будет разной. Педагоги-репетиторы в данном случае работают со следствием: несформированностью учебных навыков, которые приводят к слабой успеваемости. Психолог же проводит комплекс психодиагностических мероприятий для того, чтобы понять, почему учебные навыки не сформировались вовремя. Основная причина трудностей в обучении – низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обуславливает низкий уровень умственной работоспособности.

Что такое нейродинамика

Структуры, отвечающие за активность коры головного мозга, формируются очень рано – во внутриутробном периоде и на первом году жизни, они очень чувствительны к различным вредным воздействиям окружающей среды. При недостаточном развитии данных структур нарушается нейродинамика нервно-психических процессов – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность, способность к быстрому переходу от торможения к возбуждению, стабильность активности нервных процессов. Это отражается на работе всего мозга, но в первую очередь на внимании и темпе выполнения какой-либо деятельности.

Как определить, что у ребенка нейропсихологические трудности

Работоспособность ребенка имеет волнообразный характер, он очень долго выполняет домашнее задание, не способен мобилизовать свои ресурсы и доделать начатое. В результате ребенок истощается и почти не может усвоить представленный материал. Он не сразу включается в учебную деятельность на уроке. Быстро устав, перестает воспринимать информацию, зевает, качается, вертится. Неспособность к долгой концентрации приводит к тому, что ребенок мешает другим или «витает в облаках». Соответственно он отстает от программы и с трудом может изучать предмет. Глазами педагога такой учащийся видится как уступающий интеллектуально. На самом деле он может иметь высокий уровень интеллекта, но не иметь достаточно энергетических ресурсов, чтобы проявить это.

По каким еще признакам можно определить, что у ребенка нейропсихологические трудности:

— он часто забывает дома предметы, необходимые в школе, а в школе – личные вещи, забывает или не успевает записать домашнее задание;

— почерк к концу строки укрупняется или, наоборот, становится мелким. Могут чередоваться очень большие и очень мелкие буквы;

— растет число нелогичных ошибок, описок, например, пропуск букв, недописанные слова, отсутствие знаков препинания, заглавных букв;

— инертность при решении задач на обобщение;

— при получении задания для самостоятельной работы ребенок приступает к нему не сразу, поэтому часто не успевает выполнить его вовремя;

— предметы учащегося часто падают на пол (так он бессознательно меняет позу, чтобы «подпитать» свой мозг «энергией»);

— меняется поведение ребенка – он становится капризным, трудноуправляемым, истеричным;

— появляются трудности с засыпанием;

— ребенок чаще других болеет респираторными и другими соматическими заболеваниями.

 

Как повысить нейродинамику

С указанными трудностями направленно справляется нейропсихологическая коррекция. Одна из ее основных задач – проведение комплексной работы, направленной на повышение общей мозговой активности. Повышение нейродинамики поможет ребенку справиться со школьными и домашними нагрузками.

  1. Эффективно повышают нейродинамику дыхательные упражнения, которые необходимо выполнять ежедневно. За счет обильного насыщения мозга кислородом оптимизируются все нейродинамические показатели. Как результат — улучшаются навыки самоконтроля, что важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Правильное дыхание помогает снять ребенку психоэмоциональное напряжение, освободиться от негативных эмоций. Он учится следить за своим эмоциональным состоянием и лучше управлять им.
  2. Повышают уровень психической активности растяжки – специальные упражнения на растягивание, которые способствуют устранению мышечных зажимов.
  3. Улучшить кровообращение, обменные процессы помогут массаж и самомассаж, особенно шейно-воротниковой зоны, ступней и ладошек.
  4. Общеукрепляющие процедуры (контрастный душ и зарядка по утрам, самомассаж воротниковой зоны сильной струей душа и массажной рукавичкой, ходьба по массажным коврикам).
  5. Здоровая пища, содержащая необходимое количество витаминов и минералов.
  6. Щадящий режим (смена труда и отдыха), адекватная физическая активность.
  7. Снижение учебных нагрузок до уровня возможностей ребенка.

 

Как организовать режим и рабочее пространство

Для ребенка с недостаточной работоспособностью мозга процесс выполнения домашних заданий заметно затруднен. Чтобы облегчить этот процесс, можно особым образом организовать рабочее пространство: например, структурировать, разместив маркированные коробочки, ящички, всевозможные разделители и указатели. Это поможет ребенку раскладывать все по местам и пространственно организовывать свою деятельность. В процессе выполнения уроков важно контролировать время. Следует заранее определить, сколько времени отводится на конкретное задание. Временные промежутки должны быть короткими, контролировать их может сам ребенок. Важен и ритм: для младших школьников после 20 минут работы должен последовать перерыв — 10 минут. Выполнение домашнего задания не должно носить негативный характер. Очень важно поддерживать ребенка и давать ему эмоциональное подкрепление, отмечать даже самые маленькие успехи. Что-то приятное может ждать ребенка в перерыве между выполнением заданий: перекус (чай с лимоном, банан, цитрусовые, орехи, цукаты), разминка (дыхательная гимнастика и дыхательные игры, например, дуть на бумажный шарик и забить гол в импровизированные ворота из кубиков), игры. Не подходят для перерыва компьютерные игры и просмотр телепередач. Мозг не восстанавливается при такой смене деятельности. Для школьников такая деятельность не должна превышать 20 минут в день.