Кувшин эмоций

Как воспитывать детей, чтобы они хорошо учились, не отдалялись от родителей и выросли счастливыми людьми

Сейчас в Центре социального обслуживания проходят занятия по программе «Радуга», посвященные подготовке к школе. Но те психологические знания и приёмы, которым здесь учатся родители (с детками занимаются отдельно), — огромная помощь в воспитании вообще, ответы на родительские «Почему он такой?» или «Что с ней делать?».

Опускаемся на дно

Психолог Елена Гребнёва демонстрирует «кувшин эмоций». Из него выплёскиваются гнев, злоба, агрессия.

— Родители часто обращаются к нам за помощью: ребёнок агрессивный, злой, — говорит психолог. — Это возникло не само по себе. Смотрим ниже — на горлышко кувшина: там боль, обида, страх. Вот причины. Откуда они взялись? Опускаемся ниже: мы видим потребности ребёнка — в любви и внимании, ласке, успехе, одобрении, познании, уважении, свободе… Если их нет, возникают боль, обида, страх, ребёнок может чувствовать себя изгоем, может замкнуться, не имеет мотивации учиться, протестует и бунтует…

На самом дне кувшина – базисные отношения родителей с ребёнком, которые формируют его самооценку. То, что он хороший, что он любим, что у него всё получится – зависит от родителей. Каким образом? Безусловно, любить и принимать своего ребёнка надо не за красивые глазки или хороший поступок. Любить — всегда, несмотря ни на что.

Объятья

Как это выглядит на практике? Обнимаем ребёнка почаще. Человеку требуются 8 объятий в день. А ребёнку – ещё больше. Тогда он чувствует себя защищенным, уверенным. Он не побоится сделать ошибку в школе, будет доверять окружающим его людям.

Общение и игра

С детьми жизненно необходимо играть, именно в игре они учатся жить, учатся достойно проигрывать, быть лидерами, уступать, договариваться и т.д. В игре важно подбадривать и хвалить ребёнка, умело указывать на недостатки, соблюдать правила игры! Игра сближает и объединяет родителей с детьми.

Общения должно быть очень много. И тут важны эмоции.

— Прекрасно, если вы научите ребёнка замечать красоту неба, листьев и цветов, пение птиц. Это так подпитывает детей! – советует специалист.

— Если вслух проговаривается какая-то проблема, с эмоциями и переживаниями — она остаётся в прошлом. Это ещё один пример пользы общения. Если же ребёнок носит её в себе, она выплёскивается агрессией.

Нота юмора вместо нотаций. Нотации и назидания вызывают обратную реакцию. Юмор разряжает обстановку. Доброе мудрое слово располагает.

Когда мы хвалим ребёнка, то говорим ему «Ты молодец». Когда чем-то недовольны, то уже не посылаем «Ты-сообщение», а начинаем со своих переживаний: «Я так расстроилась, что со стола не убрано…», «Мне неприятно, когда мне мешают…». Тогда ребёнок прислушается к нам, не будет чувствовать обиду.

Быть хорошим родителем – целая наука. Но приложенные усилия того стоят.

На занятии присутствовала Лариса Косьян.