Недобросовестные дельцы пользуются нашей доверчивостью
Сегодня потребительский рынок насыщен всевозможными товарами и услугами. Но часто мы совершаем покупки спонтанно, а потом сожалеем, пытаемся вернуть напрасно потраченные деньги. Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, в местном отделе Роспотребнадзора дали разъяснения по самым частым ситуациям, с которыми сталкиваются фроловские потребители.
Брал кредит в банке, заставили оформить страховку жизни и здоровья, сказали, что без неё денег не дадут. Законно ли это?
Навязывание дополнительного страхования незаконно. Вы вправе отказаться от такой услуги, а если она оплачена – требовать возврата денег в течение 14 дней (так называемый период охлаждения). Но вернут вам, скорее всего, не полную сумму, а с вычетом за прошедшие дни. После 14 дней для расторжения договора придётся обращаться в суд. Вы имеете также право подать жалобу на действия банка в Роспотребнадзор.
В новом смартфоне стал барахлить аккумулятор. В магазине отказывают поменять телефон или вернуть деньги, предлагают гарантийный ремонт…
Потребитель имеет право вернуть деньги за телефон ненадлежащего качества либо обменять его на аналогичный в течение гарантийного срока. Если магазин отказывает, пишите руководству претензию в двух экземплярах. Удовлетворить её должны в течение 10 дней. При отказе смело обращайтесь в суд. В суде, кстати, можно потребовать возмещения не только материального, но и морального вреда. При этом продавец вправе провести экспертизу, чтобы определить причину поломки.
Купила консервы, но вкус у них явно не тот. Почему Роспотребнадзор, как СЭС раньше, не проверяет, что продаётся в магазинах?
Раньше СЭС могла хоть каждый месяц заходить в магазин или столовую и проверять всё подряд: от внешнего вида сотрудников до качества продуктов. Современное законодательство делать этого не позволяет. Под защитой в равной степени как потребители, так и те, кто оказывает услуги. Проверка может быть плановая – не чаще одного раза в три года, в исключительных случаях — не чаще одного раза в год, или внеплановая – на основании жалобы. Причём в жалобе должна усматриваться угроза жизни и здоровью населения от реализации некачественных товаров, а не просто: «вкус не тот, что в детстве».
По телефону пригласили на бесплатное медицинское обследование в волгоградскую частную клинику. Дали подписать кипу бумаг, среди которых оказался кредитный договор. Могу ли я его расторгнуть?
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора, в том числе кредитного, в любое время, однако некоторые расходы компенсировать придётся, в частности, оплатить уже оказанные услуги, среди которых может оказаться то «бесплатное» обследование, на которое вас пригласили. Справедливое возмущение по этому поводу наверняка будет упираться в подписанные вами же акты оказанных услуг. Внимательно читайте и анализируйте все документы, которые вас просят подписать.
Можно ли вернуть сигнализатор загазованности, который мне продали лже-газовщики?
В соответствии с действующим законодательством бытовое газовое оборудование и устройства надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Но признать сделку недействительной можно через суд, если вы докажете, что вас ввели в заблуждение, обманули, а для этого потребуются свидетели, фото- и видеофиксация действий продавцов. Всё это очень сложно, поэтому лучше не впускать никого подозрительного в дом.
Подготовила Лидия Ларионова.
Под фото:
Чтобы не остаться с пустыми карманами, внимательно читайте всё, что вы подписываете.
Кстати
Потребители освобождаются от госпошлины при обращении в суд с исками о защите нарушенных прав.
Составить претензии и исковые заявления фроловчанам помогут в отделе Роспотребнадзора или в консультационном пункте филиала Центра гигиены и эпидемиологии (ул. К. Маркса, 25, тел. 2-44-38, 2-45-38).
Отправить ответ