Когда вырастают крылья,

или О влиянии шнурков на речь и занятиях под столом

Логопед – врач и педагог в одном лице. Он не только исправляет речь, но и развивает ребёнка (словарный запас, грамматический строй речи, общую и мелкую моторику), закладывает фундамент обучения грамоте, развивает зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

Первым, кто стал исправлять дефекты речи, был древнегреческий оратор Демосфен. В детстве он говорил невнятно, слегка заикался. И чтобы исправить свою речь, он набирал в рот морские камушки и говорил на берегу моря, обращаясь к бушующим волнам, забирался на высокую скалу и громко читал стихи.

В сентябре диагностирую детей старшей и подготовительной групп, набираю в логогруппу ребят, с которыми буду заниматься.

Если с ребёнком разговаривать без сюсюканья, то и у него формируется четкая внятная речь. Дети прежде всего копируют речь матери, перенимают у неё навыки общения. Никакие гаджеты и смартфоны не научат ребёнка говорить, правильно излагать свои мысли. Только живое общение способно научить детей делиться своими ощущениями, впечатлениями. Умение войти в коллектив, находить общий язык с людьми, жить в социуме и быть успешным — это закладывается в детстве через живое общение дома, затем в садике и в школе.

Сегодня каждый второй ребёнок имеет звуковое нарушение.

В детсадовской программе обязательны чтение и пересказ, разговорная речь. Дети учатся вести диалог, правильно отвечать на поставленные вопросы.

Может показаться не такой уж большой проблемой то, что ребёнок не выговаривает, скажем, букву «р». На самом деле, это проблема. Он как произносит, может так и писать, например, «тротуар» — «тлотуал». Осваивать школьную программу будет трудно.

Самый сложный звук. Для каждого он свой.

Каждая точка на кончиках пальцев влияет на наш мозг, поэтому мелкая моторика и речь тесно связаны между собой. И мы с детьми не просто так играем со шнурочками, пластмассовыми ягодками, карандашами.

Дети любят петь, и я часто практикую логоритмические распевки. Надо заинтересовать ребёнка, тогда результата добьёмся быстрее.

Какая радость, когда непослушный язычок наконец выдаёт «р-р-р»! Был в моей практике мальчик, он четыре года не разговаривал. Хочет сказать, а не получается, слёзы от обиды… Прошёл курс у логопеда и невролога, сейчас говорит даже отдельные фразы. Говорит и радуется. У другого малыша вырабатываем усидчивость — усидеть 15 минут занятий для него было сложно. Часть первых занятий он проводил под столом, я садилась рядом, и мы продолжали, часть — у окна или исследуя шкафчики. Второй год занимаемся. Уже за столом.

Без похвалы с детьми нельзя. После доброго слова у них «вырастают крылья», они готовы делать ещё больше и лучше.