Когда начиналась война…

Вспоминают ветераны Великой Отечественной войны

Пётр Лукъянец:

— Я с сентября 1940-го года служил на румынской границе. Ещё месяцев за пять до начала войны мы задержали нарушителя границы, он сообщил, что Германия собирается напасть на Советский Союз. Называл даже дату – 22 июня. В то утро мы с напарником заступили на охрану государственной границы. Тихо. Прошли километра 3-4, вдруг нарастает гул самолёта — немецкий разведчик нарушил границу. Мы дали сигнал на заставу. А её уже обстреливали с той стороны границы. Для техники места у нас были непроходимые – речка глубокая, крутые берега. Но снаряды долетали. У неприятеля была задача ликвидировать заставу. Что могли наши винтовки и пулемёты против орудий… Мы получили команду с наступлением темноты оставить границу. Утром соединились с другими заставами в тылу. Вырыли окопы, заняли оборону. Так для меня начиналась война.

Антонина Попова:

— На лето меня, тогда школьницу, отправили к бабушке в Ростовскую область. И вдруг она говорит, что надо ехать домой. Я не понимала, почему? На вокзале бабушка нашла женщину, которая ехала в Сталинград, с ней мы сели в поезд. Приехали ночью — город был прежним. А утром меня забрала мама. На попутках доехали до Гумрака, где тогда жили. Вечером пришёл с работы папа, принёс повестку: 24 июня явиться в военкомат. Вскоре началась эвакуация — сначала в Сталинград, а потом за Волгу. Нас погрузили на паром, к нему со всех сторон были привязаны лодки. Другой берег был уже близко, когда паром накренился и начал тонуть. Женщины стали бросать детей в лодки, они тоже переворачивались. Крик, плач… Мама хорошо плавала, и мы доплыли до берега.

До 1942 года мы жили в Ленинске. Здесь открыли несколько госпиталей, в одном из них стала работать мама, а потом и я. Мы шли за фронтом, подбирая раненых. Так с госпиталем прошли всю нашу страну, Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию.