Как стонали купола

Публикуем выдержки из вышедшей в свет книги (научное издание) священника Аркадия Власова «История храма Донской иконы Божьей матери слободы Гуляевки»

 

Новгородские орнаменты

Хутора на Дону стали возникать в самом начале 18 века. Первоначально они служили удобными местами для укрывательства беглых, но вскоре обратили на себя немилостивое внимание правительства, которое самым категоричным образом стало требовать их разорения. Несмотря на это, количество поселений продолжало быстро возрастать. Полвека борьбы с ними не дали желаемых результатов. Со второй половины 18-го столетия запреты были отменены, и хутора стали существовать открыто, получая санкцию от казачьего войска.

…История слободы Гуляевки началась со строительства хутора на реке Арчеде. Это право от властей было получено в 1747 году отставным старшиной Максимом Гуляевым. Первое упоминание о хуторе было в 1763 году. Он знаменателен тем, что с этого времени начался особенно усиленный прилив на Дон малороссиян.

…Далеко не все казачьи станицы могли тогда позволить себе строить церкви, поэтому на Дону была широко распространена практика купли-продажи церквей. Из материала двух купленных старых храмов был построен и храм в слободе Гуляевке — в 1799 году во имя Донской Божией Матери… Он стал вторым храмом на территории современного Фроловского района.

…Через 73 года (в 1872 году) обветшавшую церковь перестроили «по усердию и на средства прихожан, причем она осталась на том же месте и во имя Донской Божией Матери». «План этой церкви осьмигранный, с зарезами на углах, чисто новгородскими; наружная обшивка стен гонтовая; иконостас сквозной резьбы, окрашенный в красный и синий с серебряными и золотыми орнаментами самого первого новгородского рисунка, сходного с персидским…».

…Территория прихода подверглась изменениям в сторону её уменьшения: в х. Фролов (или Лыжинский) построена железнодорожная станция, он переименовывается в х. Фролов и к началу 20 века уже имеет свою церковь.

…Первыми священниками Гуляевской церкви, имена которых сохранились в документах, были Владимир Танков, служил в храме с 1835 по 1838 год, и Андрей Попов, прослуживший здесь 13 лет — с 1835 по 1848 год.

…Уже с середины XIX века духовенство храма активно участвовало в образовательном процессе, играя значительную роль в просвещении населения. По численности церковных школ Гуляевский приход не уступал, а чаще даже превосходил другие приходы Донской епархии. К 1914 году в приходе находилось пять церковных образовательных учреждений, и везде в числе преподавателей были священно- и церковнослужители.

Перевёрнутый образ

…Все священнослужители, служившие в церкви Донской Божией Матери после 1914 года, о которых удалось найти сведения, подверглись гонениям или перенесли тяжёлые страдания.

…Иерей Спиридон Васильевич Кудряшов…. В докладной записке инспектора уголовного розыска об обыске у отца Спиридона находим такое сообщение: «…у Кудряшова имеется масса царских воспоминаний, то есть портрет «Августейшей семьи», царская литература с царским гербом, Георгиевский Крест, офицерская кокарда, приказ Доброармии Деникина о победе над Красной Армией, и весь этот хлам сохраняется в надлежащем порядке и прибран в разных сундуках…». …На допросах о. Спиридон всегда заявлял, что проповеди говорил только на Евангельскую тему. Тем не менее в обвинительном заключении находим, что Кудряшов «применяет массовую и индивидуальную агитацию — как через проповеди в храме, так и в личных беседах на дому, хитро маскируясь при этом евангельским писанием». «В ссылку выслан за контрреволюционное прошлое и антисоветскую агитацию…».

…Иерей Стефанов Никифор Яковлевич. Из протокола допроса в качестве свидетеля колхозника-учётчика Астахова Семёна Фёдоровича: «Мне известно, что Стефанов 7 июня 1937 года без всякого разрешения с/совета и уполномоченного пришёл в хутор Плешаковский, где собрал группу женщин и провёл среди них К-Р агитацию, направленную на дискредитацию Сов. власти и разложение колхозного строя. Он говорил, что «Советская власть настроила колхозов, а толку в них. Там вы, колхозники. Разве раньше жили так? Вы что хотели, то и делали, а теперь на вас Сов. власть одела ярмо…». Священник был приговорён к расстрелу.

 

…Но церковная жизнь Гуляевского прихода в послеоктябрьский период продолжалась вплоть до закрытия храма, и о ней нам становится известно из воспоминаний старожилов. В 1920-1930-е годы в храме по-прежнему служилась литургия, венчались и отпевали покойников. На колокольне было три колокола. Самый большой звонил, если люди заблуждались или какая-либо беда, или если кто-то умирал. А малый звонкий колокол подавал голос, если случался пожар или собиралось собрание. Звонарём в храме был старичок — Карпухин Митрофан.

…7 октября 1931 года председатель Гуляевского сельского совета Смерткин отправил в президиум райисполкома протоколы бригад гуляевского колхоза и общего гражданского собрания о закрытии церкви. В протоколах бригад были напечатаны решения о том, что храм является «самым удобным и лучшим помещением для хранения зерна…». А вот в протоколе общего собрания граждан села Гуляевки от 5 октября 1931 года было отмечено, что из присутствовавших 150 человек – 48 было против закрытия храма, а это третья часть.

…«Храм был разгорожен досками на две части. Вместо перегородок и досок в одном месте вверх ногами была прибита храмовая большая икона Спасителя, мама до сих пор жалеет, что не забрала её… Когда мама работала в храме, я залазила по зерну вверх и разглядывала наверху иконы. Они были от времени потрескавшиеся, и мне казалось, им очень больно…» (Из воспоминаний Н.И. Фостенко).

…По воспоминаниям гуляевских старожилов, решение о разрушении храма было принято председателем колхоза имени Ленина Пономарёвым Николаем Григорьевичем. Варвара Адрианова Новикова рассказывает: «Жители хутора ходили, собирали подписи, чтобы не разоряли церковь. Володя тогда 480 человек подписал против разрушения храма. Собрание было — все были против. Писали в Москву, чтобы церковь оставили, хотя бы как памятник архитектуры. Когда пришёл ответ оставить, церковь уже сломали, потому что Пономарёв перевёл её на колхоз как колхозный склад».

Машкова Галина Александровна вспоминает, что: «храм начали разрушать в начале июня 1967 года. Собралось много людей, которые в основном просто смотрели. Были и самые старые бабушки. Подогнали трактор ДТ-54, накинули трос на маковку креста и потянули по направлению к почте. Трактор пробуксовал, трос звенел-звенел и порвался. Через два дня, 26 июня (в хуторе были проводы в армию, и народ не ожидал, что будут рушить храм) из города пришел трактор С-100 и прибыла бригада рабочих с Кавказа. Когда крест тянули, маковка сломалась». «Был скрип, похожий на стон, потом ужасный грохот, когда падали купола, и пыль как с дымом. И долго стояла эта тьма, и нам было страшно, мы думали, что затмение Солнца…».