Как стать Личностью

Нина Куканова с учениками. 1970-е годы. Фото из семейного архива

«Здравствуйте, Нина Алексеевна!» – на пороге поседевшие, кто-то уже ставший дедушкой и бабушкой бывшие её ученики. Узнала не всех. Сорок лет прошло после выпуска… Поехали в школу, зашли в их класс, «ученики» заняли свои места за партами – вот теперь вспомнила всех.

Нина Куканова 30 лет преподавала русский язык и литературу, 15 из них во Фролово – в школе №4 им.Ю.А.Гагарина. 1 января ей исполнится 95 лет.

— Стать учителем – это была мечта папы. Его, окончившего три класса церковно-приходской школы (тогда, в начале 20 века, это было хорошее образование), посылали на курсы учителей, но оставлять дома, даже на время, жену с тремя детьми он не захотел. Так что папину мечту реализовала я, — рассказывает Нина Алексеевна.

Первый урок. Настороженные и одновременно любопытные взгляды пятиклашек – изучают меня, новичка. «Давайте знакомиться», — говорю. Постепенно льдинки в детских глазах растаяли.

Я никогда на уроке не садилась. Во-первых, выступать перед аудиторией надо стоя – это этикет. Во-вторых, ученики должны видеть учителя, а учитель – всех учеников, так взаимодействие теснее.

В моём характере нет строгости, но на уроках была тишина. И ученики боялись, что не я пожалуюсь родителям, а они мне.

Хороший ученик – который старается учиться. Пусть не отличник и пошаливает, но с жаждой знаний. Был у меня ученик – сидел за последней партой в среднем ряду. Только отвернусь к доске, он успеет бросить записку сидящему в первом ряду, дёрнуть за косичку девчонку в третьем. Но когда бы что ни спросила по теме урока – ответит. Люблю я таких.

Какой я была ученицей? Любознательной, старательной – такое было время: шла Великая Отечественная война. В нашем селе (Воронежская область) было три школы. В двух из них разместили госпитали, а все ученики учились в одной в три смены. Мы часто ходили в госпитали – писали письма от имени солдат их родным, стирали бинты. В школе собирали посылки и отправляли на фронт. Помню, как на одну из них пришёл ответ: боец благодарил за вязаные варежки, как он писал, согревающие не только руки, а и душу от того, что незнакомые люди из незнакомого села позаботились о нём.

Как сделать урок интересным? Давать материал шире, чем он изложен в учебнике.

Отношение к репетиторству. Если старательно работать на уроке и выполнять домашние задания, репетитор не понадобится. Есть желание шагнуть за пределы школьной программы – хороши любые источники.

«Ну не любит он читать…» — разводит руками мама ученика. «Давайте подберём книгу по его интересам», — предложила ей. «Два капитана» Вениамина Каверина – роман в двух книгах – был прочитан за три-четыре дня и мальчишка стал частым гостем в школьной библиотеке.

Мой любимый автор – Максим Горький с его честностью и горечью правды. Кстати, сейчас его перечитываю.

Каждый человек обязательно должен прочитать «Войну и мир» Льва Толстого, «Мёртвые души» Николая Гоголя, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Классическая литература – это исторический опыт, который старшекласснику нечем полноценно заменить. Это высокие образцы чувств. Это ответы на главные вопросы жизни, причём, не языком нравоучений, а с помощью ярких образов и чувств. Без Толстого и Достоевского не стать личностью.

Как и много лет назад радуюсь успехам нашей школы и её учеников – открытой в школе «Точке роста», обустроенной новой спортивной площадке, новым экспонатам, пополнившим школьный музей, победам учеников и вкладу в большую работу по поддержке участников специальной военной операции.

Светлана Базилевская.

 

 

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*