Как правильно «качать» права,

или О добром взаимодействии многоэтажки и управляющей компании

Ещё пару лет назад от многих жильцов приходилось слышать упрёки в адрес старших по их домам: мол, ничего они не делают, за что только мы им вообще платим… Постепенно к собственникам пришло осознание, что старший по дому – это посредник между ними и управляющей компанией, на нём договоры, тарифы, акты, собрания…

Чтобы помочь председателям домовых комитетов разбираться в непростой «кухне» по содержанию многоквартирного дома, владеть Жилищным кодексом, научиться правильно оформлять те же претензии к управляющей компании, грамотно строить с ней и с жильцами взаимоотношения, во Фролово вновь прошёл обучающий семинар.

На встречу с фроловскими главами домов приехали заведующая кафедрой «Управление и развитие городского хозяйства и строительства» Волгоградского технического университета профессор Ольга Максимчук, доценты кафедры Наталья Борисова и Рамиль Мавлютов. Обучение организовал комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области. Всем председателям подарили новенькие пособия по содержанию общего имущества дома. Опираясь на эти пособия, в которых и пошаговые инструкции, таблицы и образцы документов, собравшиеся и разбирались в актуальных вопросах.

Договор дороже денег

Учились выстраивать отношения с управляющей компанией.

— Необходимо обоюдовыгодное сотрудничество, — отметил Рамиль Мавлютов. – А основа добрых взаимоотношений – ваш договор с управляющей компанией. В большинстве своём договоры типовые, обезличенные. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы в нём была отражена специфика вашего дома. У вас появился домофон, к примеру, и вы бы хотели, чтобы УК взяла на себя его обслуживание. Это должно быть прописано в вашем главном документе — договоре. Как и другие нюансы, связанные с вашим домом.

Выбираете ли вы минимальный перечень необходимых работ либо желаете улучшить состояние своего дома (как и в любой семье — есть бюджет выживания, а есть бюджет развития) – решаете и закрепляете это в договоре.

Говорили об обязанностях управляющей компании (прописываются в договоре) хранить техническую документацию на дом и в случае её потери восстанавливать. УК обязана предоставлять отчёт о проделанной работе по дому с объяснением, почему какие-то услуги не оказаны вовремя либо невозможны, либо проведены вне плана. Должна быть доска объявлений —основная платформа для общения с собственниками. На ней информация о собраниях, отчётах.

Всё это указывается в договоре и должно соблюдаться.

Все на собрание

— Если общий язык найден с девятью или десятью собственниками (нужно 10% от общей площади квартир), то вы можете инициировать проведение общедомового собрания, заявить об этом в УК, — сказали специалисты.

— В нашем доме некоторые собственники требуют показать, кто голосовал «за», кто «против». Имею ли я право предоставлять жильцам такую информацию? – спросил один из старших по дому.

Специалисты признались, что такой вопрос они слышат впервые. Ссылаясь на Жилищный кодекс, пришли к выводу, что на общем собрании собственников нужно принять соответствующее решение – раскрывать или нет голос каждого собственника.

Одна из старших по дому рассказала о продвинутости собственников в их доме, где уже многие умеют пользоваться сайтом «Государственная информационная система ЖКХ», смотрят в электронном виде все документы по своему дому. Она выразила желание проводить собрания и голосования в будущем заочно, с помощью интернета.

— Наверное, это пока далёкое будущее, — улыбнулись специалисты. — Во-первых, возможность и умение пользования интернетом есть не у всех, во-вторых, наш менталитет так устроен, что мы больше привыкли всё обсуждать и общаться вживую.

У нас претензия…

Что делать, если запланированные работы УК выполнила некачественно или не в срок?

— Механизм действий должен быть очень чётким, каждый шаг закреплён документально (с фото, протоколами), иначе никакой суд не примет ваш иск, — говорили обучающие. – Но до суда ситуацию лучше не доводить. И вы, и УК должны «качать» права правильно — мирно взаимодействовать.

Вниманию председателей были представлены в пособиях механизм правильного осуществления приёмки работ (кстати, это обязательно должны делать три человека: председатель и два собственника), образцы актов проверки нарушения качества.

Лариса Косьян.