Как мы связаны

Влияют ли наши праведные и неправедные поступки на судьбу наших близких — как живых, так и умерших?

— Уже древнегреческие философы считали, что все человечество составляет единое тело. Так учит и христианство. А в теле, какой бы орган или даже какая клеточка ни заболела, страдает всё тело, и прежде всего, ближайшие клетки. Такая же связь существует и в области духовной. Преп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».

Мы все влияем и друг на друга, и на состояние всего мира, хотя степень этого влияния, конечно, различна. По этой причине мы в молитвах обращаемся не только к Богу, но и к святым. Обращаемся и друг к другу с просьбой помолиться. Но действенность молитвы зависит от целого ряда причин. Одной из них является та, о которой сказал Господь своим ученикам, когда те спросили, почему они не могли изгнать беса: «Сей род изгоняется молитвою и постом». Не одною молитвою, но и постом, то есть подвигом тела! Потому, кстати, у нас за богослужением верующие стоят, ибо еще сохраняется понимание, что молитва совершается не только душой, но и телом.

Вы, наверное, помните, как Авраам обращался к ангелу, который пришел уничтожить Содом и Гоморру: «Господин, а если там пятьдесят праведников, не уничтожишь»? Тот отвечает: «Нет». Авраам продолжает: «А если сорок пять праведников, а если сорок, если… если десять, не уничтожишь»? Ангел сказал: «Нет, не уничтожу». И отошел. Есть, оказывается, некий уровень духовности человека и общества, за пределами которого начинается распад жизни не только человека, но и самой природы. Так что характер духовной жизни как отдельного человека, так и народа в целом, конечно же, влияет не только на наших близких и дальних, но и на все стороны жизни.

Более того, по твердому учению Церкви, характер нашей духовной жизни влияет и на участь усопших. Церковь с самого начала своего существования молится об усопших с верой в то, что есть возможность изменить их состояние. Мы, живущие ради любви к усопшим, которые сами уже ничего сделать не могут, можем оказать им существенную помощь через очищение своей души исполнением заповедей, покаянием, причащением, делами милосердия. Поэтому тот, кто хочет действительно помочь усопшим, должен не просто свечку поставить или записку написать, но взять на себя хотя бы маленький подвиг ради того усопшего, которого поминает. Вот тогда эта молитва будет действенна, — отвечает доктор богословия Алексей Осипов.

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*