Истинный пост…

Подготовка нашей души к встрече родившегося Христа — вот задача Рождественского поста. А это значит, что все наши усилия — и пищевые ограничения, и отказ от развлечений, и целомудрие в интимных отношениях, и посещение богослужений в храме, и молитва, и исповедь, и участие в Таинстве Причастия, и добрые дела — все это должно быть посвящено грядущему празднику.

…Надо помнить, что пост — в первую очередь явление духовное. И если мы, ограничивая себя в еде и развлечениях, становимся злобными, агрессивными, раздражительными, готовы на осуждение других (не постящихся), превозносимся над окружающими, злословим и гневаемся, значит, что-то в нашем делании не так. Значит, пост формален. Значит мы, по образному выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), оцеживая комара, не замечаем верблюда. «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления, — учил святитель Василий Великий. — Вместе с телесным постом должен быть и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».

А святитель Иоанн Златоуст выразился еще жестче: «Какая нам будет польза от поста, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею, сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь?»

Казалось бы, чего проще? Но каждый, кто хоть раз пускался в этот путь — многодневный пост, замечал, как во время поста усиливаются так называемые искушения — соблазны, ситуации, подталкивающие нас ко греху. В обычный день легко и добрым быть, и от котлеты отказаться, но вот в пост, будто что-то на тебя находит: то осуждать начнешь кого-то с чего-то, то гневаешься, то ветчина в магазине начинает манить и мерещиться так, что кажется: «Если сейчас не съем, умру!» В чем тут дело?

При любом телесном воздержании наше тело – «завеса нашей плоти», отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, оно оказывается незащищенным перед темными силами.

«Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы — душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения», — писал святитель Игнатий Брянчанинов.

…Есть главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. «Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви», — учил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. А плоды любви — это не слова, это дела. Помощь ближнему и дальнему.

Мария Городова, «Российская газета».

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*