И мотор ревёт…

Историю города творят люди. На одной из её ярких страниц –мотоциклы, мчащиеся по трассе в Осиновой балке. Мотокросс. Он зародился во Фролово ровно полвека назад. Вместе с возвращением на малую родину Алексея Чернова.

В принципе, возвращаться он не планировал. Молодой инженер-электроник, сотрудник научно-исследовательского института, всё свободное время гонявший на мотоцикле, выбирал для проживания и работы города, где развит мотоспорт. На мотоцикле поехал из Томска в Москву, из Москвы в Минск, из Минска в Чернигов, Киев, Кишинёв. Мотоспортом он, влюблённый в технику с момента покупки отцом ИЖ-56, загорелся в студенческие годы, в мотоклубе, действовавшем на базе Томского политехнического института. Там и началась его спортивная карьера.

Однажды летом инженер и мотоспортсмен поехал на приобретённой на собственно заработанные средства «Яве» проведать родителей. В пути выполнил свой рекорд на мотоцикле – 1100 км в сутки. Приехал Алексей Чернов домой и понял, что никуда из Фролово уезжать не хочет. Всё до глубины души родное и дорогое сердцу. И родители просили не уезжать. Работа нашлась быстро – в Управление буровых работ требовался инженер по электронике.

— Это судьба, — считает Алексей Васильевич.

Что касается мотоспорта, по которому тосковал, решение подсказал отец: «Тут организуй».

— Он был мудрый мужик, ветеран войны, прошёл от Сталинграда до Берлина, награждён двумя орденами Красной звезды, — рассказывает ветеран мотоспорта Алексей Чернов. – И пошёл я по кабинетам. В ДОСААФ сначала поддержки не нашёл. Но идеей заинтересовался начальник УБР Владимир Андреевич Пронь, который сам в молодости был мотолюбителем. Он купил два мотоцикла «Минск». Дорожных. Но это было начало. На этих мотоциклах наши первые гонщики Сергей Салагин и Пётр Объедков приняли участие в областных соревнованиях в городе Волжском. Главное тогда было – не сойти с дистанции, дойти до финиша. Увидев наше рвение, зам председателя обкома ДОСААФ Аганин сказал: «Выделим вам спортивные мотоциклы».

Фроловскому мотокроссу – 50 лет

Помогали нефтяники

Так, Арчединское управление буровых работ, которое приобрело первые мотоциклы для гонщиков, положило начало мотоспорту в нашем городе. Комсомольцы организовали при первичной организации ДОСААФ мотоклуб «Алмаз».

— Назвали его так, потому что тогда в бурении применялись алмазные долота, — рассказывает ветеран мотоспорта, кандидат в мастера спорта СССР Алексей Чернов. – Я стал тренером и руководителем клуба на общественных началах. Трассу для мотокросса мы присмотрели в балочке возле железнодорожных дач. Недалеко от города, чтобы зрители могли прийти пешком. Там были сенокосные земли колхоза имени Ленина. Председатель колхоза и слышать не хотел ни про какой мотокросс. Но как-то ехал мимо, увидел нашу тренировку, его впечатлило. Вышел из своей «Волги» и говорит: «Забирайте участок в вечное пользование».

26 августа 1973 года на этой трассе прошёл первый мотокросс. Я лично на своей «Яве» ездил в Волгоград и Волжский приглашать спортсменов.

За команду нашего города выступали Николай Павлов, Сергей Салагин, Юрий Дёмин, Геннадий Бобков, Виктор Фалькин, Пётр Объедков и Алексей Чернов. Впервые фроловчане увидели, что можно делать на спортивных мотоциклах. Всем понравилось. И мотокросс стал проходить ежегодно. У зрителей захватывало дух от прыжков на мотоцикле через «разрушенный мост», прыжков с трамплина через «Москвич», через горящий обруч. Мотокросс стали проводить на стадионе. Расцвет мотокросса в нашем городе был, когда председателем горкома ДОСААФ работал Геннадий Просин, а с ним Сергей Салагин, Николай Павлов, Василий Фалькин, Владимир Снопок, Виктор Денисов. В то время мотокросс проводили зимой, весной и осенью – 3 раза в год.

При горкоме ДОСААФ был создан мотоклуб «Мотор». Началось соперничество между «Алмазом» и «Мотором».

Роль главного судьи соревнований тогда выполнял начальник отдела стальзавода Владимир Сабаев, который в молодости увлекался мотокроссом.

— Клуб «Алмаз» действовал 30 лет, — продолжает Алексей Чернов. – Многие ребята получили спортивные разряды, научились ремонтировать технику, стали настоящими мастерами своего дела.

Большую помощь клубу на протяжении всех лет оказывали генеральный директор отделения «Нижневолжскнефть» В. И. Шейкин, руководители Арчединского нефтяного района М. П. Зашихин, Б. И. Китаев, А. И. Чижов, В. А. Мелишников, В. В. Чернецков, В. А. Макеева, В. Н. Бойко.

Перестройка и возрождение

С ликвидацией Арчединского УБР и распадом Советского Союза мотокросс в нашем городе заглох. Но в начале 2000-х годов нашлись люди, которые начали возрождать этот вид спорта. Один из них – руководитель клуба «Мотор» Михаил Тарасов.

13 мая 2001 года, после долгих лет забвения, снова состоялся мотокросс. В нём участвовал неоднократный чемпион России, мастер спорта Сергей Евдокимов. Мотокроссы организовывали Геннадий Калиничев (тогда — председатель РОСТО), инструктор Сергей Конеев, вместе с фатами данного спорта подготовили трассу. Неоценимый вклад в дальнейшее развитие мотокросса внесло и Общество автомобилистов, председателем которого был Валерий Осадчий, и активный мотоспортсмен – старший госавтоинспектор Владимир Христович. Они создали мотоклуб «ДОН-мото», руководителем которого стал Дмитрий Шипулин.

Была сделана новая трасса в Осиновой балке. Её удалось включить в реестр российских соревнований. 14 сентября 2003 года на новой трассе состоялся мотокросс, посвящённый Дню города, Дню нефтяной и газовой промышленности и памяти Героя Советского Союза И. В. Седова.

Новые трамплины, виражные тумбы… — ведущие гонщики страны по достоинству оценили нашу трассу.

— Когда главой города стал Василий Васильевич Данков во Фролово стали проходить Чемпионаты России по мотокроссу среди молодёжи и ветеранов мотоспорта. К нам приезжали спортсмены из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Муромска, Калуги, Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. На трассе к стоянкам машин и автобусов была подведена электроэнергия, была установлена вышка для комментатора. В общем, всё было на высшем уровне. Трасса была признана лучшей в ЮФО. Соревнования собирали тысячи зрителей, — отмечает Алексей Чернов.

Актуален как никогда

— Но проведение мотокросса требует больших затрат и зависит от состояния бюджета. Вторая проблема технических видов спорта состоит в том, что техника стала очень дорогая. Если раньше мотоциклы поступали в клубы ДОСААФ за счёт государства, то сейчас спортсмену надо найти на мотоцикл 500 тысяч и более рублей, — поясняет сегодняшнюю ситуацию ветеран мотоспорта. —  Мало кто может себе это позволить. Кто-то покупает мотоциклы б/у, но даже они стоят в пределах 250 тысяч рублей.

Фанатов мотокросса сейчас в нашем городе несколько человек. Самый активный – Дмитрий Комиссаров. Он следит за нашей трассой, постоянно ездит на соревнования в другие города вместе с другими ребятами (конечно, всё за свой счёт). Недавно они были на мотокроссах в Тамбовской и Калужской областях. В соревнованиях на Кубок России Дмитрий Комиссаров занял 5 место.

…Да, чтобы мотокросс у нас развивался и дальше, нужна спонсорская помощь. Но он нужен. Мотоспорт даёт азы в познании техники, учит смелости, решительности, требует спортивной подготовки, то есть готовит молодёжь к службе в армии. Сегодня это, как никогда, актуально.

Подготовила Лариса Косьян.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*