И духовник, и зодчий…

В субботу 16 января Фролово простился с настоятелем Богоявленского храма, Почётным гражданином города протоиереем Федором Андрощуком. Он похоронен на территории храма Рождества Пресвятой Богородицы.

…Никогда больше после Рождественской литургии не разольётся ликующе по храму его баритон: «Ой, радуйся, землэ, Сын Божий народывся!». Не услышат прихожане его идущих от сердца проповедей, не подойдут к отдыхающему на лавочке у храма за благословением или просто поговорить, надеясь на новую позитивную шутку батюшки… Но каждый раз, заходя в построенные им храмы, будут вспоминать его в своих молитвах…

…Родом батюшка Фёдор с Украины, из ставшего знаменитым села Залесцы. Более 230 выходцев из этого села служат в православных храмах России, Украины, Европы и США.

«Когда я был совсем маленьким, у меня болели ноги, я не мог ходить, — вспоминал отец Фёдор. — Тогда отец взял меня на руки и понёс в Почаевскую лавру — километров десять от нашей деревни. Там жил старец, костоправ, потом прославленный в лике святых — преподобный Амфилохий Почаевский. Сколько людей он исцелил! Исцелил от беснования дочь Сталина. Старец сказал отцу: «Пусти его, пусть идёт». И я 10 километров шёл сам до деревни. Как после этого не стать священником?».

Но сначала Фёдор Андрощук получил рабочую профессию обувщика. Был одним из лучших учеников в училище, которое окончил с красным дипломом. Научился шить обувь и пошёл работать на Почаевскую обувную фабрику. И учась, и работая, он по примеру своих родителей посещал церковные службы — в Почаевской лавре. Так возникло желание стать монахом. И он ушёл в монастырь послушником. Но в те советские годы власти пристально следили за монастырями…

«Крайне затруднён был приём молодых людей в братию монастыря, каждую кандидатуру нужно было согласовывать с уполномоченным Совета по делам религий, который соблюдал строгую квоту, — читаем главу о батюшке в книге «Православие на Фроловской земле». — Лаврское начальство, не видя возможности добиться разрешения на пострижение Федора Андрощука, но провидя в нём будущего пастыря, посоветовало ему поехать в Россию…».

Отец Фёдор, окончивший Московскую духовную семинарию, служил в Саратовской области, в Средней Ахтубе Волгоградской области…

В начале 80-х годов во Фролово практически остановилось строительство храма — болел настоятель протоиерей Василий Карпец, не хватало стройматериалов… Фроловский приход стоял перед угрозой финансового краха и ликвидации. Архиепископ Пимен направил во Фролово отца Фёдора на временное служение…

«Уезжать из Заволжья мы не хотели — приход хороший, обжились уже, — вспоминал, общаясь с журналистами, батюшка. — Уполномоченный по делам религий нас предупредил, что едем мы в казачий край, а казаки люди непростые, своенравные. Но нас приняли хорошо. Людей здесь на приходе было много, я не ожидал. Многие приходили на нас, «новеньких», посмотреть. «Голосистый, хороший», — передавали мне потом мнения жителей. Во Фролово был тогда молитвенный дом по улице Садовой, начато строительство храма по улице Богдана Хмельницкого. Долгов по стройке было 100 тысяч. За год получилось рассчитаться и достроить храм».

А.И. Барков, Почётный гражданин города Фролово:

— Я был, наверное, одним из первых в городе, с кем отец Федор здесь познакомился. Молодой, здоровый, красивый… Он пришёл ко мне как к председателю исполкома горсовета: «Я новый настоятель». Очень общительный, быстро расположил к себе. Деятельный, ему нельзя было не помочь. Его хотелось поддержать. За все годы, сколько я знаю отца Фёдора, у меня сложилось о нём только хорошее мнение. Он пользовался авторитетом у людей. Будучи главой города, я предложил ему войти в Общественный совет. Я сидел во главе стола, а отец Фёдор – напротив. Вместе с ним стояли на трибуне в День Победы. С годами у нас сложились дружеские отношения. Я даже знаю его любимую песню «Весна на Заречной улице…». Пел он красиво низким поставленным голосом. Добрый, светлый человек был. Очень много сделал для города, его имя войдёт в историю нашего края.

«Отец Федор сумел найти путь к душам многих фроловских коммунистов, и часто на заседаниях бюро горкома партии многие из них вспоминали о строящейся церкви и предлагали выделить стройматериалы и для неё». «Говоря об этой стройке, отец Фёдор всегда добрым словом вспоминал самоотверженный труд фроловских старушек-прихожанок, которые иногда всю ночь напролёт по просьбе священника разгружали машины с кирпичом и укладывали его в аккуратные штабеля…». «Иконостас нашли в станице Перекопской, где он был в разобранном виде сложен в сарае у местной жительницы… При этом настоятель собственноручно золотил, красил и отчищал его, вешал практически все иконы». «В 1986 году отцу Фёдору удалось добиться разрешения на пристройку к церкви Рождества Богородицы колокольни и установку высокого в традиционно русском стиле купола… Внутри и снаружи её украсили росписи украинских мастеров». («Православие на Фроловской земле»).

Отец Фёдор мог объединить на благое дело многих людей. По его инициативе и под его руководством были построены Богоявленский храм, храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, часовня во имя святого Георгия, храм на источнике Почаевской иконы Божьей Матери, часовня святых благоверных Петра и Февронии Муромских в Заречном, храм блаженной Матроны Московской в х. Красные Липки, храм преподобного Серафима Саровского, храм святого Николая Чудотворца в х. Верхние Липки, появилась православная гимназия. Батюшка вёл активную общественную деятельность.

Елена Растеряева, директор православной гимназии:

— Перечислять все события и дела, связанные с батюшкой, не хватит десятитомника. Хочется сказать, в общем, от плачущего сердца о человеческих качествах дорогого мне человека, которого знала полжизни.

Это был большой молитвенник. Своей молитвой он мог любые «тучи» разогнать. И я всегда верила в силу его молитвы. Знала, если он помолится, всё будет хорошо. По болезни он иногда приходил на службу попозже, еле поднимался по ступенькам в алтарь, благословлял весь клирос, и я была уверена, он шёл молиться за всех нас…

Батюшка очень любил детей и понимал, чтобы сохранить традиции и православную веру, надо начинать с воспитания детей. Очень скорбел, если выпускники воскресной школы не становились прихожанами православного прихода, но верил и надеялся, что зерно, посеянное когда-то в их души, обязательно даст всход и плод. Главным детищем его стала православная гимназия, духовным попечителем которой он являлся. Мне помнится, как появились на приходе ученики воскресной школы. И — от подсвечника к подсвечнику, на месте устоять не могут. Пожилые прихожанки даже хотели их выгнать. А батюшка сказал: «Вот когда ваши дети и внуки тут стоять будут, тогда и будете иметь право выгонять».

В последние годы он стал очень сентиментальным. Радовался вместе с детьми как ребёнок и плакал от радости, когда смотрел на детей.

Строил и руководил строительством многих церковных объектов — лично сам, даже лёжа больным в постели или сидя в автомобиле, когда ноги совсем отказывались ходить, когда терпел нестерпимую боль в спине…

Ходячая энциклопедия. Он знал ответы на любые вопросы: духовные, житейские, хозяйственные, бытовые, личные… У него хорошо была развита интуиция. Всегда смотрел вперёд, думал, как решение того или иного вопроса скажется в дальнейшем. Господь наделил его многими талантами. Как сказал владыка: «Отец Федор очень даровитый человек».

Был лёгким на подъём любого доброго дела — от просьбы куда-то доехать до проведения педагогических чтений, конференций, приглашения учёных, священников в наш город.

Его любви хватало на всех. Кто с ним встретился 27 лет назад, и кто начал общаться 5 лет назад, каждому казалось, что он любит его больше всех. Готов был помочь каждому обратившемуся. Порой в ущерб своему здоровью, личному времени, интересам семьи. Уважал людей других конфессий. Иногда они были его главными помощниками в делах.

Умел прощать, забывать обиды. Показывал пример примирения, порой первым просил прощения.

Широкая добрая душа любила гостей, людей. Всегда всех кормил. Кормил вкусно: дома, в церковной трапезной, на источнике, по окончании праздников в церковном дворе.

А ещё он любил всё красивое и чистое. Не допускал, чтобы храм был небрежно украшен к празднику. Очень любил цветы, красивое облачение для священнослужителей. Считал, что человек всегда должен быть опрятным, одет пусть бедно, но чисто. Чисто должно было быть везде: в храме, в церковном дворе, на любимом источнике, в доме.

Своей радостью к жизни он одаривал всех. Рядом с ним хотелось жить, творить. Глядя на него, появлялись силы. Никто от него не уходил безутешным. Порой даже в шутливой форме мог человека отвести от отчаяния, уныния.

Безгрешен только Господь Бог. Отец Федор был живым человеком. И тоже имел какие-то недостатки. Осознавал их и считал себя многогрешным. Говорил: «Я грешен от темечка до пят». И это тоже является для нас примером проявления его духовности.

Подготовила Лариса Косьян.

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*