Готов ли ребёнок к школе?

 

Определить это помогает фроловским родителям, бабушкам и дедушкам будущих первоклассников психолог Надежда Пурецкая.

 

Готовность ребенка к обучению в школе определяется его физическим, психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным (социальным) развитием.

В общеобразовательные школы принимают детей с 6 с половиной лет. К этому возрасту обычно ребята достигают определенной физиологической готовности к обучению. Благодаря этому они могут без ущерба для здоровья переносить психологические и физические нагрузки, связанные с переходом к систематическому обучению. Отмечено, что семилетние дети гораздо более внимательны, меньше утомляются, менее импульсивны, легче налаживают отношения с одноклассниками, чем шестилетние.

Психологическая готовность к школе подразумевает не только и не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого, выполнять правила, достаточную степень развитости произвольности поведения и психических процессов, желание учиться, общую осведомленность (кругозор), умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитость мелкой моторики рук. Необходимо обратить внимание на сформированность речи (в том числе отсутствие дефектов произношения), потому что от правильности речи во многом зависит последующая грамотность школьника.

Ребенок должен уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми, например, знать, как обратиться к учителю с просьбой, как общаться с ребятами в классе, выполнять указания учителя и какое-то время работать без отвлечений. Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например, за совместной игрой с взрослыми. Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает? Умеет ли сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» может перевесить «хочу»).

Желательно, чтобы будущий первоклассник:

— был общителен, неагрессивен, легко адаптировался в новой обстановке (в гостях, в поездке);

— выполнял задание по образцу, доводил свою работу до конца, видел свои недостатки;

— имел элементарный запас сведений о себе и о мире, видел сходство и различие предметов, умел делать вывод;

— мог удерживать внимание 10-15 минут, был способен запомнить 10 слов или четверостишие после 3-4 повторов;

— правильно произносил все звуки, грамотно строил предложение, мог сам составить рассказ по картинкам;

— мог чертить вертикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, квадрат;

срисовывал фигуры, буквы, цифры и различал их положение в пространстве (верх-низ, право-лево);

— хотел учиться, сделать что-то лучше, активно интересовался новым, знал, что такое хорошо и что такое плохо.

 

Полезные игры

Поддерживайте природную любознательность ребенка, не отмахивайтесь от бесконечных «Как?» и «Почему?», помогайте делать ему каждый день маленькие открытия. Поощряйте пересказ увиденного мультика, учите стихи, загадывайте загадки. Для развития фонематического слуха (звукоразличения) — играйте в игры: «Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук А» и «Найди ошибку»: «К нам в окно залетел ЛУК (правильно ЖУК), дедушка с пасеки принес ЛЁД (правильно МЁД)» и т.д. Дети 6-7 лет, как правило, имеют низкий уровень развития моторных навыков: они не умеют начертить прямую линию, нарисовать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги ножницами, аккуратно клеить и рисовать. Для развития моторики существует множество упражнений и игр: работа с конструкторами, рисование (карандашами), лепка, аппликация, вырезание (особенно плавное), выкладывание мозаик. Очень эффективно вдевание нитки в игольное ушко, вязание, вышивание, плетение, игра в теннис, бадминтон. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или пунктиром изображения, штриховки. Хорошо укрепляет мышцы рук и весь плечевой пояс упражнение «тачка» — взрослый держит ноги ребенка невысоко над полом, ребенок шагает руками.

Развитию координации и точности движений способствует весь спектр спортивных игр, занятия танцами, ритмикой, аэробикой. Создайте условия для общения вашего ребенка со сверстниками, будьте на первых порах рядом, помогайте, подсказывайте.

Большое влияние на нравственное развитие ребенка оказывают книги, которые ему читают родители.

Ваше отношение к школе и учёбе формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Спокойное и радостное предвкушение школьных будней, отсутствие завышенных требований кбудущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой — всё это создаёт положительный настрой у вашего ребёнка. Желаю вам успехов!

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*