Фролово в военной шинели

На город немцы сбросили свыше тысячи бомб

В годы Великой Отечественной войны Фролово был прифронтовым городом. Его часто бомбили. Это был важный стратегический объект, который внёс свою лепту в Сталинградскую и общую Победу. О том, как наш город пережил войну, – в нашем материале.

Накануне войны

В 40-ые годы ХХ века Фролово вступил уже крупным населённым пунктом, которому в 1936 году был присвоен статус города. Здесь проживало около 20 тыс. человек.

В основном, город был застроен деревянными глинобитными домами, и только в центре, в районе железнодорожной станции, располагались кирпичные строения.

Асфальтированных улиц тогда не было. Только центральная ул. Народная наряду с некоторыми другими была выложена булыжником ещё в дореволюционные времена. Но, так или иначе, город активно благоустраивался. Был высажен уютный железнодорожный парк, активно шло озеленение фроловских улиц.

Развивались культурные учреждения. В клубе железнодорожников действовали духовой оркестр, кружки – хоровой, драматический, танцевальный. Популярными среди фроловчан были постановки местных любителей театрального искусства. Незадолго до войны в здании бывшей церкви был открыт Дом культуры. В 30-ые годы начали функционировать районная и железнодорожная больницы. В городе даже имелась собственная пресса – газета «Борьба за колхоз».

Накануне войны во Фролово не было крупных предприятий. Но активно развивалась артельная промышленность. В начале 1940-х в городе начитывалось около 5 артелей, самая крупная – «Красный вагранщик», она находилась на месте современного магазина «21 век» и до войны занималась выпуском деталей для печей, сковород, а также кроватей и алюминиевых форм для выпечки хлеба. Помимо артелей, в городе было ещё несколько заводов. Но самым крупным городским предприятием была, конечно, железнодорожная станция Арчеда и паровозное депо.

Арчединские железнодорожники, конец 30-х годов.

В предвоенную пятилетку на железной дороге произошли значительные перемены. Постепенно простенькие паровозы заменялись более мощными. Набирало силу стахановское движение, появились первые ударники сталинского призыва.

После насильственной коллективизации и массовых репрессий жизнь фроловчан возвращалась в мирное русло. Предвоенные годы, разразившиеся небывало высоким урожаем, укрепили экономику колхозов и совхозов, машино-тракторную станцию Фролово. Постепенно улучшалось качество жизни населения. Будущее казалось безоблачным. Молодые ребята строили планы на будущее…

Страшное известие

По воспоминаниям современников, 22 июня 1941 года выдался во Фролово солнечным. Этот день был объявлен воскресником – горожане собирались помочь селу. Сотни фроловчан стекались к зданию райисполкома комсомола. В атмосфере царило приподнятое настроение. Молодёжь шутила и смеялась, улицы огласились веселыми песнями, задорными переборами гармоник. Но прекрасный день был омрачён страшным известием о начале войны…

Как вспоминал очевидец тех событий, позднее почётный житель Фролово Михаил Васильевич Паньшенсков: «Для стариков, фроловских казаков, война не стала неожиданностью. Они её прогнозировали. Когда подписали с Германией договор о ненападении, старики, многие из которых были ветеранами Первой Мировой, с сомнением качали головами: «Обманет германец – доверять ему нельзя». В итоге так и вышло…

Мобилизация

В скором времени тысячи фроловчан, многие из которых стали добровольцами, начали отправляться на фронт. Мобилизованные стягивались с окрестных районов в город Фролово, где заполняли железнодорожные эшелоны, отправлявшиеся на передовую. Можно представить, какая картина разворачивалась тогда на железнодорожном вокзале. Старики, женщины и дети со слезами на глазах провожали своих сыновей, мужей, отцов на фронт, надеясь, что их близкие вскоре вернутся домой…

Всего в годы войны было мобилизовано 8 190 жителей Фролово и района (в других источниках указывается и более крупная цифра – 10 943, возможно, такая разница связанна с тем, что границы Фроловского района неоднократно менялись).

В 1941 году во Фролово была сформирована 277-я стрелковая дивизия, которая впоследствии будет принимать участие в Сталинградской битве, а также в освобождении целого ряда западных регионов СССР.

Также в начале войны был создан истребительный батальон НКВД. Главной его задачей стало патрулирование города, железной дороги, а также проведение облав, выявление дезертиров, мародёров, диверсантов.

Город бомбили

6-я армия вермахта успешно развивала наступление к Волге. Линия фронта стремительно приближалась.

14 июля 1942 года в Сталинградской области было объявлено военное положение. Станция Арчеда обрела стратегическое значение, став важным железнодорожным узлом, соединяющим центральные районы СССР со Сталинградом. По стальной магистрали через станцию шли эшелоны с военной техникой и людьми.

Для организации движения железнодорожники не призывались на фронт и продолжали работу на станции.

Линия фронта проходила всего в 35 км южнее Фролово по линии реки Дон.

6 июля 1942 года в районе Фролово сосредоточилась 21-я армия в составе 3-х стрелковых дивизий, которая вошла в состав Сталинградского фронта. В конце июля армия приняла участок фронта вдоль Дона от г. Серафимовича до ст. Клетской.

Город Фролово на карте Красной Армии, 1942 г.

Первая бомбардировка ст. Арчеда произошла 22 июля 1942 года. По воспоминаниям фроловчан, бомбёжка началась в 17.00 и застала всех врасплох. Женщины, старики, дети отоваривали карточки, когда внезапно начался «этот ад». Взрывы бомб разворотили железнодорожные пути, воспламенили цистерны с горючим. В центре города возникли многочисленные пожары.

Налёты стали чуть ли не ежедневными. Руководство города приняло решение о переносе организаций на окраины. Ввиду опасности многие люди покинули свои дома, особенно в центре города, из-за чего фроловские улицы опустели. По данным на 1 августа 1943 года, население города сократилось на 10 тыс. человек. Такая убыль была вызвана уходом большей части мужского населения на фронт, а также временным переездом некоторых жителей города в окрестные хутора.

Всего в период с 22 июля 1942 года по 28 января 1943 года на город было совершено 62 авианалёта, сброшено около 1,3 тыс. бомб, разрушено более 700 домов и зданий. Погибло более 600 мирных жителей.

Сильнее всего пострадала близлежащая к железной дороге ул. Народная, на которой были разрушены здания почты (она находилась на месте нынешнего почтамта), железнодорожной школы (напротив казачьего правления), вокзала, корпуса артели «Красный вагранщик» (на месте магазина «21 век»).

Здание старого вокзала, разрушенного во время войны.

«В кромешном аду»

Второй секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) В. Прохватилов вспоминал: «Обеспечивая свое продвижение к Волге, немцы направили удары авиации на города и крупные районные центры нашей области, в основном расположенные по железной дороге Сталинград-Москва. Особенно ожесточенной бомбежке были подвергнуты районные центры Новоаннинский, Михайловка, Фролово, Лог, Иловля и железнодорожные станции при них… На некоторое время оборвалась связь с одним из важных экономических центров области – г. Фролово. Что происходило там? … По поручению бюро обкома я спешно выехал на автомобиле во Фролово. К полудню мы добрались до Фролово. В город, неистово горевший и сотрясавшийся от взрывов, нельзя было въехать. Вражеские самолеты, отбомбившись, появлялись вновь и вновь… Выбирая короткие паузы между налетами немецких бомбардировщиков, мы пробрались на станцию Арчеда. Перед нами предстала печальная картина. Вся станция – пути, составы на них, служебные здания, мастерские, депо – всё было разбито до основания. Местами развалины горели, станция заволоклась дымом и кирпичной пылью. Но в этом кромешном аду, где казалось, не уцелело ничего живого, мы неподалеку от руин вокзала увидели довольно большую группу – человек двадцать пять железнодорожников с кирками и лопатами в руках. Не обращая внимания на вой самолетов и близкие взрывы бомб, они расчищали заваленные пути, тушили горящие вагоны. Отважными ремонтниками руководил начальник политотдела Арчединского отделения дороги Павел Иванович Макаров».

Работа в тылу

«Все силы – фронту!», «Грудью, все, как один, встанем на защиту Родины!». Эти и другие лозунги писались прямо на стенах зданий, на заборах, призывая фроловчан к ударной работе во имя Победы.

На базе артели «Красный вагранщик» было налажено производство танковых домкратов. Рабочие артели им. Дзержинского шили бушлаты и телогрейки, шинели и головные уборы, а артель «III Интернационала» производила ботинки и валенки.

В городе развернули работу военные госпитали, которые создавались на базе местных лечебных учреждений и школ (ученики обучались на дому). В госпиталях, помимо военнослужащих, работали и гражданские врачи, многие из которых были эвакуированы во Фролово из блокадного Ленинграда и оккупированного Киева. Всего на территории города функционировало 5 госпиталей, и 17 госпиталей располагались в сельских населённых пунктах, в том числе один в х. Грачи.

Медработники госпиталя, Фролово, 1942 г.

Подвиг железнодорожников

На случай разрушения основных железнодорожных путей у ст. Арчеда были экстренно построены две обводных железнодорожных ветки. Одна проходила вдоль основной магистрали по линии ул. Народной. Вторая начиналась в районе северного переезда, проходила по западной окраине города и неподалёку от современной Горьковской школы (в 1942 году это был пригород) поворачивала в город и шла по ул. Спартаковской, а затем в районе южного переезда вливалась в основную магистраль. По этой временной ж/д ветке в период регулярных бомбардировок курсировал поезд с зенитными установками, который охранял на подступах к городу железнодорожную станцию.

Трудами фроловских железнодорожников стальная магистраль в сторону Сталинграда продолжала бесперебойно функционировать. Кроме того, благодаря слаженной работе сотрудников станции удалось обеспечить феноменальную пропускную способность. В дни Сталинградской битвы через станцию ежесуточно проходило до 60 эшелонов (по 2-3 в час!). Все составы двигались исключительно в сторону Сталинграда.

Есть много примеров героизма арчединских железнодорожников. За всё время Сталинградской битвы благодаря их слаженной работе не было ни одного случая столкновения поездов.

Ещё несколько фактов

Тысячи наших земляков принимали участие в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Сталинграду, в Калаче-на-Дону, у станицы Новогригорьевской.

После окончания Сталинградской битвы во Фролово были образованы лагерь и госпиталь для военнопленных. Немцы работали в совхозах, в каменном карьере, а также принимали участие в восстановлении города, в частности, в строительстве ж/д вокзала и школы № 6 (прежде № 51).

Более 4 тысяч наших земляков были награждены боевыми орденами и медалями. Пять уроженцев Фроловского района стали Героями Советского Союза: И. Бутенко, А. Еремин, Н. Петров, В. Седов, В. Чеботарев. Двое – Ф. Лебедев и А. Тарасенко – стали полными кавалерами ордена Славы.

***

На улице Народной, рядом со зданием почты, находится известный всем памятник – братская могила воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Во время ожесточенных бомбардировок взорвавшийся на этом месте немецкий снаряд образовал многометровую воронку. Времени для создания отдельных захоронений не было, и поэтому тела погибших хоронили здесь. В 1964 году на этом месте был сооружен мемориал. В братской могиле захоронено 80 человек, в основном бойцы Красной Армии, которые погибли в результате налетов нацисткой авиации на город. Этот памятник служит напоминанием о подвиге фроловчан в годы Великой Отечественной войны.

Подготовил Сергей Коробкин, краевед, студент истфака Саратовского госуниверситета.

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*