«Фролово» на морских просторах

Наш город далеко от морей и океанов, но бороздить морские просторы «Фролово» было суждено – его именем назван теплоход. Он был построен в финском городе Турку в 1957 году.

— Финляндия согласилась выполнить заказ Советского Союза на постройку десяти сухогрузов, поставив условие: их названия должны начинаться на букву «Ф». Так появился теплоход «Фролово», — рассказывает Алексей Барков, Почётный гражданин нашего города. – Возможно, при выборе названия сыграла роль активность фроловских пионеров в сборе металлолома – они собрали его несколько тонн.

18 июля 1957 года на теплоходе «Фролово» подняли флаг. Грузоподъемность судна составляла 3000 тонн, скорость 14 миль в час (14 узлов, как говорят моряки). На судне были установлены 8 лебедок грузоподъемностью по 5 тонн, оно имело 4 люка, что давало возможность быстро проводить разгрузку-погрузку. Порт приписки — город Одесса. Капитан теплохода — П.И. Канашкин.

Письмо с борта теплохода

В июле того же года «Фролово» вышел в свой первый рейс, за время которого заходил в порты Висмар (Германия), Мидлсброд (Англия), Роттердам (Нидерланды), Александрия (Египет).

В 1958 году газета «За социалистическую Родину» (так до 1962 года называлась газета «Вперёд») писала на своих страницах о маршрутах теплохода «Фролово».

Ещё об одном рассказал в феврале 1967 года в письме учащимся школы №4 первый помощник капитана Евгений Карюков: «С 1 декабря 1966 года наш теплоход прошёл путь: Одесса — пролив Босфор — Мраморное море — пролив Дарданелла — Эгейское море — Средиземное море — Суэцкий канал — порт Суэц — Красное море – порт Судан. После выгрузки (как правило, в страны Африки мы возим оборудование и стройматериалы) в том же порту взяли груз арахиса и повезли его через Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, Мессинский пролив, Тирренское море, пролив Бонифачо (между Сардинией и Корсикой) в порт Марсель (Франция). В порт приписки вернулись 16 января 1967 года. А 23 января уже вновь вышли из порта Херсон с грузом чугуна, стекла, нафталина, коконов шёлка — в порты Италии Империя и Генуя. Сейчас, когда я пишу это письмо, мы уже сдали последний груз в Генуе и принимаем груз на СССР, но ещё пойдём на догрузку в порт Марина-ди-Каррара, который находится недалеко – в Лигурийском море».

Ребята удивлялись, сколько морей, каналов и проливов бороздил «Фролово», в скольких портах бросал он якорь. Там встречали теплоход, значит, узнавали и о нашем городе.

Школьники долго вели переписку с экипажем теплохода (сохранившееся письмо и подаренный моряками альбом с фотографиями из дальних плаваний сегодня хранится в музее образования в Центре детского творчества). А в мае 1969 года отличники школы гостили на судне. В то время оно находилось на ремонте в г. Жданове (ныне Мариуполь) на Азовском море. Ребята привезли с собой в дар землю с Мамаева кургана. Целую неделю они провели на теплоходе, побывали на заводе Ильича (металлургический комбинат), катались на катере.

Как мы стали моряками

Фроловчан и экипаж теплохода связывала многолетняя дружба. Экипаж получал по подписке нашу газету «Вперёд», с её страниц узнавал обо всём происходящем в городе.

В 1978 году с визитом в Жданов отправилась делегация из города Фролово — заместитель председателя горисполкома Борис Авилов, первый секретарь горкома ВЛКСМ Николай Коновалов, секретарь комсомольской организации Управления буровых работ Нина Елатонцева и секретарь комсомольской организации колхоза им. Ковалёва Сергей Кулешов.

— Нас встречали как дорогих гостей, — вспоминает Николай Коновалов, ныне председатель Общественного совета. – Команда только что вернулась из похода. Капитан провёл для нас экскурсию по теплоходу, рассказал его историю. Он остался в моей памяти как человек эрудированный, знающий пять языков, профессионал своего дела. Нам показали город Жданов, а мы рассказали о нашем городе Фролово. В клубе моряков в честь нашей встречи был праздник, на котором и нас приняли в моряки, даже выдали соответствующие удостоверения.

— Это было очень весело, – рассказывает Нина Елатонцева. — На сцену вынесли корыто, наполнили его морской водой, и мы, стоя в нём одной ногой, должны были произнести слова клятвы моряка. Такой неофициальный шуточный обряд. Встреча была тёплой. Я впервые попала на теплоход, всё мне было удивительно – мы спустились в машинное отделение, ходили по палубе, поднялись в рубку управления. Это был огромный теплоход.

В 1979 году представители экипажа теплохода приезжали с ответным визитом во Фролово. В музее хранятся фото и подарок — парусник.

Дальнейших сведений о теплоходе отыскать не удалось. Вероятно, при распаде Советского Союза он остался собственностью Министерства морского транспорта Украины. Учитывая год постройки, скорее всего, уже утилизирован.

Лариса Яндемерова, научный сотрудник Фроловского краеведческого музея.

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*