Ежедневно через станцию Арчеда проходят десятки грузовых и пассажирских поездов, при этом на путях постоянно формируются новые составы… Как вагоны-поезда не сталкиваются? Есть специалисты, которые организовывают это беспрерывное движение, — движенцы. Одни из них — дежурный по станции Арчеда Дмитрий Печковский и составитель поездов Сергей Писклов.
— …58 вагонов закрепили с чётной стороны…
— …Чётный с Зеленовского вышел на пятый путь три двести восьмой, состав закреплён, тепловоз в депо…
На посту ЭЦ (электрической централизации), куда я пришла для интервью до окончания смены, рация не смолкает. На связи с дежурным по станции — диспетчер, составители, машинисты, приёмо-сдатчики, вагонники… Вторит ему, тоже переговариваясь по рации, сидящая за соседним столом дежурная по формированию парка (оператор). Все переговоры — строго по регламенту. Перед дежурным — пульт управления с множеством кнопок и рычажков, огромная светящаяся разными огоньками схема станции с загадочными линиями, нумерацией, стрелками… Он постоянно бросает взгляд на схему, оборачивается в окно — встречая прибывающий поезд…
Составитель поездов в это время находится на путях, в так называемом межвагонном пространстве. Связываясь по рации с дежурным по станции и отдавая команды машинисту, он непосредственно формирует вагоны.
Трудно представить, насколько ответственна работа этих специалистов, а у составителя — и опасна.
— Поэтому здесь не работают каждый сам по себе, мы — команда, и если у кого-то будет «косяк», мы все отвечаем, — говорит составитель Сергей Писклов (уже конец смены, и я, наконец-то, могу задать вопросы героям своего материала).
— Как я поняла, работа у вас ещё и очень «общительная»…
— Говорят, что у тех, кто работал дежурным, после смерти ещё три дня язык шевелится, — шутит дежурный по станции Дмитрий Печковский. Встав из-за пульта, он окинул уставшим взглядом окружающее и, слегка наклонившись назад, немного размял поясницу.
— Скажите, почему выбрали именно железную дорогу?
— Я окончил архитектурно-строительный институт в девяностые годы — инженер-строитель автомобильных дорог и аэродромов, — рассказывает Дмитрий Иванович. — Сначала пришёл устраиваться в дорожную организацию: дали мне лопату асфальт кидать. Зарплата маленькая, задерживали… Узнал, что на станции требуется составитель поездов. И зарплата неплохая, и работа стабильная. Отучился, прошёл стажировку. Работа мне очень понравилась — на вагонах катаешься, машинистом руководишь, график: день-ночь, два дня дома. Да и, наверное, гены притянули сюда — мой дед до войны и в войну ремонтировал вагоны, после войны восстанавливал станцию, отец был помощником машиниста.
Дмитрий Иванович 13 с половиной лет проработал составителем поездов, уже почти десять — дежурным по станции.
Сергей Петрович (составитель поездов с 18-летним стажем) тоже потомственный железнодорожник, его отец работал на дистанции пути:
— Я на железной дороге с 1988 года, с 2000-го работаю составителем. Кстати, меня стажировал он (кивает на Дмитрия Печковского), вместе в смену и работаем.
— Как часто в вашей работе бывают экстремальные, стрессовые ситуации?
— Да они всегда стрессовые.
— Если раньше, когда я только пришёл работать составителем, в смену мы формировали один сборный поезд, то сегодня пять-шесть.
— Бывает, четыре входящих поезда сразу «просятся» на один путь, образуется очередь…
— Во время Чемпионата мира что тут творилось! Дополнительные пассажирские поезда ввели, дана команда «сверху» пропускать их в первую очередь, а станция забита вагонами…
— Сергей Петрович, Вы, как составитель поездов, всегда под открытым небом…
— И холод, и жара — наши. Уже привыкли.
— Какими качествами должны в первую очередь обладать железнодорожники?
— Дисциплинированность.
— Уверенность, умение не паниковать и не растеряться в самой сложной ситуации.
— Что чувствуете по окончании смены?
— Если всё сделано вовремя и качественно, то на душе легко и приятно.
— Можно идти домой общаться не по регламенту (улыбаются).
Беседовала Лариса Косьян.