Дорогой прапрадедушка…

В школе № 3 прошёл муниципальный краеведческий фестиваль «Мы помним, мы гордимся!», посвящённый 75-й годовщине победы в Сталинградской битве.

Одно дело узнавать о родном крае и его защитниках на уроках, другое – собирать материал для исследовательских работ, создавать свои рукописные книги…

«Здравствуй, дорогой прапрадедушка Вениамин Степанович Ржавсков! Меня зовут Терновой Владислав, я твой правнук. Недавно мы всей семьёй просматривали чёрно-белые фотографии. Разглядывая их, я понял, что совсем мало знаю о тебе. Я закрываю глаза и пытаюсь представить себе молодого паренька, который ушёл на фронт…»

«Здравствуй, дорогой мой прапрадедушка Фёдор Денисович Романовский! Пишет тебе Даниил Голиков, твой праправнук. Ты меня не знаешь, а я видел тебя на фотографиях. Прабабушка мне рассказывала, что ты участвовал в Курской битве, был ранен. После госпиталя, где ампутировали руку, тебя комиссовали. У тебя много боевых наград».

«Здравствуй, мой дорогой прадедушка Нестер Захарович Попов! Пишет тебе твой правнук Артём. Я очень горжусь тобой. В семейном альбоме я увидел твою фотографию. Расспрашивая о тебе папу, я узнал, что ты был участником боевых действий под станицей Распопинской. Мы всей семьёй поехали в Клетский район, где проходили те бои».

Письма предкам с их фотографиями включили в свою рукописную книгу ученики 3-го «Б» школы № 3.

Шестиклассница этой же школы Анастасия Богатова посвятила свою исследовательскую работу учёному-микробиологу, нашей землячке Зинаиде Ермольевой:

«…1942 год… Она уже получает образцы пенициллина, но её срочно переводят в Сталинград. Немецкая армия Гота врезалась в город, на территории, захваченной противником, вспыхнула эпидемия холеры. Было принято решение дать холерный бактериофаг всему населению города и находящимся в нём войскам. Но как это сделать? Захваченного с собой бактериофага явно было недостаточно, а эшелон из Москвы с этим препаратом фашисты разбомбили. Выход был один – организовать его производство на месте. Если вспыхнет холерная инфекция в Сталинграде, то исход противостояния будут решать уже не военные стратеги, не политики, не армии. Допустить такую ситуацию было невозможно. И в осаждённом Сталинграде — среди разрухи, антисанитарии, бомбёжек — Ермольева налаживает где-то в подвале сложнейшее микробиологическое производство холерного бактериофага. До 50 000 доз этого препарата производилось ежедневно для советских солдат и мирного населения. Холерный вибрион был подавлен. Спасены войска, осаждённый город, сотни тысяч людей».

Ученица 11 класса школы № 6 Дарья Иванова представила на фестивале проект «Дважды герои» — об учителях, директорах родной школы, воевавших в годы войны. В нём звучат известные многим фроловчанам имена, но не все знают, что эти уважаемые педагоги были ещё и фронтовиками. Михаил Барков до работы в школе участвовал в боях против японских империалистов; Фёдор Никулин в 1944 году был призван в Красную Армию, служил на Дальнем Востоке; Владимир Свиридов военными дорогами прошёл Румынию, Венгрию, Австрию, был разведчиком, артиллеристом, связистом и десантником; Василий Карпов принимал участие в оборонительных сражениях за Москву, в контрнаступательных операциях по вытеснению противника с правого берега Днепра, получил тяжёлое ранение; Алексей Гришин был стрелком на Курской дуге, потерял ногу; Василий Быша – участник Сталинградской, Курской битв; Николай Гончаров ушёл на фронт после 9-го класса, был тяжело ранен.

Лариса Косьян.