Арчединская дистанция гражданских сооружений

Сегодня на её работниках ответственность за содержание и ремонт зданий станций, переездных постов, вокзалов, постов электрической централизации, административных зданий подразделений железнодорожных организаций, ведомственного жилья на участке от Качалино до Урюпино.

…В 1930-е годы с увеличением грузооборота, укладки вторых путей, реконструкции станций и узлов, росла оснащённость Юго-Восточной железной дороги. Начали выделяться новые службы. В 1936 году для обслуживания объектов жилого фонда, гражданских зданий и сооружений, их капремонта были созданы 8 дистанций, в их числе Арчединская дистанция (НГЧ-4).

…Станция Арчеда была узловым центром, поэтому здесь и была сосредоточена ремонтно-эксплуатационная контора. Она обслуживала объекты железнодорожного узла протяжённостью 275 км от ст. Арчеда до Филоново и от ст. Арчеда до ст. Гумрак. Затем ветку Качалино-Гумрак отсоединили и присоединили Петроввальскую.

…Хозяйство дистанции тогда – это жилой фонд, культурно-бытовые объекты, служебно-технические здания и сооружения.

…Основным видом транспорта были подводы, запряжённые лошадьми, а из инвентаря: лопаты, ломы, кисти малярные. На телегах доставлялись стройматериалы, уголь для котельных. Особенно это было сложно осенью, по размытым дорогам.

…С первых дней образования дистанции и до пенсии работали маляры – Григорий Карасёв, Иван Матушкин, Иван Давыдов, слесарь Л. Гартин.

…В годы Сталинградской битвы работники дистанции гражданских сооружений, как и все работники железнодорожного узла, были на военном положении. Их задача заключалась в том, чтобы организовать и соорудить окопы под руководством партийных и профсоюзных лидеров. Профсоюзным лидером в то время в дистанции был старший мастер Митрофан Елатонцев, который отличался особым усердием и умением руководить. Он был награждён медалью «За оборону Сталинграда». Этой медалью были награждены слесарь Л. Гартин, маляр Григорий Карасёв, смотритель зданий А. Финько, плотник А. Чечушков, плотник В. Слепцов.

…Потребовались нечеловеческие усилия, чтобы поднять из руин железнодорожный узел со всеми станциями на всех ветках. Люди полуголодные, полураздетые трудились с невероятным энтузиазмом.

…В 1947 с привлечением сил пленных немцев началось строительство здания вокзала из кирпича вместо деревянного, разрушенного до основания в годы войны (в то время он временно располагался в Доме пионеров). В новом здании вокзала были размещены мастерские с установкой верстаков по изготовлению столярных изделий – и для самого вокзала, и для других строящихся объектов.

 

…После войны дистанцией началось строительство жилых домов для железнодорожников по ул. Народной, Московской, была построена узловая поликлиника… На Петроввальском узле после войны работниками Арчединской дистанции было построено паровозное депо, вокзал, началось строительство благоустроенного посёлка для железнодорожников, построен клуб, а позже — плавательный бассейн.

…В конце 40-х годов НГЧ был построен из шлакоблоков первый двухэтажный дом возле школы №51.

…Труд рабочих на разъездах и участках был тяжёлым. Люди оставляли свой дом, детей и по неделям безвыездно трудились на объектах, приспосабливаясь к условиям: зачастую они находили ночлег там, где трудились, спали на полу, готовили еду на керосинках.

…В 1957 году построены 4-квартирные жилые дома в переулке Железнодорожном, а затем из кирпича и все остальные дома по ул. Народной вместо стоявших там «финских» дощатых домов.

…В 1957 году начали строиться силами дистанции клубы железнодорожников по ст. Качалино и Иловля I, велась пристройка к вокзалу ст. Себряково, построен свинооткормочный комплекс на ст. Малодель, кирпичное здание вокзала на ст. Липки. Построены жилые 4-квартирные дома по ул. Парковой.

…К 1959 году дистанция имела 3 колёсных трактора, 3 ассенизаторских машины, 2 пилорамы, 5 лошадей. Строительный материал по линии развозили тракторами и гужевым транспортом.

…В 60-х годах построены три 4-квартирных дома для железнодорожников в пер. Речном.

…В 1967 году во Фролово построено новое здание железнодорожного клуба. Его помещения были отданы под библиотеку, школу рабочей молодёжи, под кружки художественной самодеятельности, массовые мероприятия железнодорожников стали проводиться в нём. Там проводились и праздничные гуляния, и концерты, и чествование передовиков производства.

…В 1973-75 годах дома №1 и №3 по ул. Московской и дома №11-17 по ул. Народной подключены к центральной котельной с заменой существующей теплотрассы. Модернизирована система отопления железнодорожного клуба, вокзала.

…Всю свою трудовую жизнь посвятили родному предприятию начальник предприятия А. В. Куркин, гл. бухгалтер М.П. Ерохина, инженер по труду и зарплате Н. В. Матушкина, гл. бухгалтер Л. И. Кузнецова, инженер по строительству В. Г. Фёдорова, кассир Н. Ф. Барышникова, инженер В.К. Кузнецова, домоуправ Т.И. Самохвалова и многие другие.

 

…Силами дистанции для улучшения сферы обслуживания железнодорожников с 1976 по 1987 годы построены по ж/д линии магазины: на ст. Лог, Лапшинская, Липки, Солодча, Качалино, Ильмень.

…В 1987 году завершена пристройка детского отделения к железнодорожной больнице ст. Арчеда. Проводилась интенсивная работа по оборудованию существующего жилого фонда водопроводом, канализацией и центральным отоплением на ст. Петров Вал, Арчеда, Урюпино, Себряково.

…В начале 90-х годов на баланс Арчединской дистанции гражданских сооружений был передан детский оздоровительный лагерь им. Олега Кошевого (Михайловский район). Дистанцией было отремонтировано здание котельной с заменой котлов, реставрированы все помещения, построены два новых корпуса. Многие годы лагерь был прекрасным местом отдыха для детей железнодорожников.

…Звания «Почётный железнодорожник» удостоен руководитель дистанции (с 1889-1995 годы) Н.В. Скачков.

…В начале 2000-х годов оснащённость дистанции: 12 автомашин, автомобильный кран, экскаватор, сварочные агрегаты, передвижные электростанции, станки, пилорама.

Лариса Косьян.