Анфиса, Катюша Маслова, она же Матерь человеческая

Международный кинофорум фильмов о войне «Сталинградская сирень» — это кинопоказы и творческие встречи. Фроловчанам повезло вживую пообщаться со знаменитой актрисой театра и кино, кумиром старшего поколения, народной артисткой РСФСР Тамарой Сёминой. Она стала гостьей нашего города в минувшую субботу.

Выходя на сцену Дворца культуры, Тамара Петровна шутливо раскритиковала поставленное для неё кресло. Общалась стоя. Завораживала своим красивым низким голосом. Несмотря на признание о скачке давления: «Никакая я вам досталась», была проста и весела в общении. Актриса поделилась воспоминаниями о съёмках в известных фильмах, немножко затронула свою личную жизнь.

«Человек за бортом»

— Идут съёмки этой эксцентричной комедии — моя студенческая работа. «Ты сейчас нырнёшь, прочтёшь басню «Орёл и соловей» и только потом вынырнешь», — скомандовал режиссёр. Я обречённо соглашаюсь: «Хо-ро-шо…» Сцену сняли. Я выныриваю, дрожу и реву: «Пр-пр-простите м-меня… Я не успела дочитать…». — «Ну, что ты, маленькая, нельзя так всё буквально воспринимать, мы же пошутили», — успокаивают меня. А режиссёр: «Молоток, всегда так всё выполняй. Старайся». Вот я и старалась. На этих съёмках меня увидел режиссёр Марлен Хуциев и пригласил в «Два Фёдора». Но меня с учёбы не отпустили. А он, представляете, дождался летних каникул — так я ему в душу запала.

«Два Фёдора»

«Если сделаешь что-нибудь, что мне не понравится, я выгоню тебя с факультета с позорной кличкой «киноартистка», — наставляла меня куратор нашей группы Ольга Ивановна перед отъездом на съёмки фильма «Два Фёдора». Я кивнула. Но когда я приехала и увидела море, то забыла и про Ольгу Ивановну, и не нужны мне были Наташа и два Фёдора, мне – лишь бы купаться. Мы барахтались в воде вместе с младшим Фёдором и ещё безбожно дрались с ним. «Ну, детский сад», — говорил Хуциев. Но картина получилась хорошей. Была бы ещё лучше, если бы Хуциеву не вырезали «куски». Первоначально, кстати, фильм назывался «Два Фёдора… и Наташа».

«Воскресение»

Вхожу в гримёрную. А там восемь актрис. Как такое пережить? Красавицы все – одна лучше другой. Искоса друг на друга поглядывают — несуществующие недостатки друг в друге находят… Я была уверена, что меня не утвердят на роль Катюши Масловой. Но я была настолько свободной, что не переживала об этом. Тут входит режиссёр М.А. Швейцер. Я его краем глаза увидела – и откуда что взялось: ногу на ногу закинула и так на него уставилась: «Чего глазеешь? Ну, смотри-смотри». Михаил Абрамович говорит своей жене: «А кто это там на диванчике?». И меня допустили до кинопроб. «Ты хоть курить-то умеешь?» — спросил режиссёр. Как я училась курить – это целая история. Волнуюсь, пальцы не сгибаются. А прикуривать нужно от керосиновой лампы. Я и так и эдак – не получается. Вдруг слышу, кто-то из съёмочной группы: «Надо же какую отыскали – она даже с косинкой». А это я так на лампу нервно косилась.

Для роли Катюши мне нужно было поправиться – я худющая была. А отъедаться-то не на что — в общежитии жила, стипендия крошечная. Откармливало меня все общежитие. Но летом все разъехались. Покупала батон хлеба, делила на кусочки и съедала его в день по частям, запивая водой. Приезжаю на съемки – режиссёр в гневе. А мне отъедаться не на что. София Абрамовна (С. Ми́лькина — советский и российский кинорежиссёр и сценарист, супруга М.А. Швейцера.Прим. ред.) дала 25 рублей: «Ешь!» «Только бы не похудеть!» — с таким девизом и снималась я в роли Катюши.

…После Катюши Масловой меня уже не приглашали на кинопробы – сразу предлагали сценарий. И так по сей день. Правда, я объективно к себе отношусь. Я уже хочу роли бабушек и старушек.

«Вечный зов»

Если честно, я не хотела в этой картине сниматься. Меня уговорили. Но получилось всё очень даже неплохо – лучшая женская роль в фильме. Знаменитая сцена с Кирьяном… 4 года был перерыв перед ней. Я всё забыла уже, а мне говорят: «Вагон дают только на один день, снимаем сегодня». А тут ещё один сюрприз: на съёмках прошёл незапланированный состав. Я сквозь колёса ору: «Снимайте, ребята!». Я так кричала, как ненормальная. Последний вагон. Я как схватила Кирьяна (мои ногти через телогрейку прошли): «Заплачь, гадина! Заплачь…» — «Я не могу…» — и зарыдал…

Самая близкая роль

В фильме Олега Фомина «Next 3» я играю городскую элитную сумасшедшую. Вот эта роль очень мне соответствует. Это я.

Самая сложная роль

Фильм «Матерь человеческая» снимался в станице Вёшенской с сентября по февраль. Я в одном ситцевом платье – вся в грязи, в снегу, босиком. Но нужно было отдать всю себя без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своём роде монофильм.

О неприятностях

Когда в дом приходят неприятности, я реагирую на них с юмором. Их именно так надо встречать и при этом напевать. Напеваю и думаю: «Ну, чем ты ещё меня проймёшь, беда?». Беда побудет-побудет и уходит: «Что с ней ловить – не ноет, не горюет».

Когда я ухаживала за Володей (у супруга Тамары Сёминой актёра В. Прокофьева случился инсульт, она 15 лет посвятила уходу за ним.Прим. ред.), я разучилась есть, спать. Спать – потому что всё время смотрела, дышит ли Володя, есть – потому что ни работы, ничего. На рынке выбирала что подешевле. Но ходила – вида не подаю, как иностранная туристка. А народ-то какой у нас! Всё знает, и женщины деликатно так: «Можно мы Володю угостим», — предлагают мне такие дорогущие мясные изделия, что от одного вида язык проглотишь. Но что я дома за эти подарки получила! «Ты зачем взяла?» — шумел Володя. — «Это же тебе». — «Ты зачем это сделала?!» Я потом обходила те места на рынке, чтобы с этими женщинами не встретиться, так мне было стыдно.

О наградах

Мне так повезло, я играла с Василием Шукшиным, с Евгением Матвеевым, Евгением Леоновым, Георгием Юматовым, Евгением Евстигнеевым. У меня столько лучших женских ролей! А награды… Вот с ними — обхохочешься! Сулили и Ленинскую, и Государственную премии, но они как-то… уплывали. Я сказала актрисе Зине Славиной: «Мы так с тобой работаем, что награды за нами не поспевают!».

Лариса Косьян.