Цветные границы

Продолжаем учиться воспитывать детей и самих себя с психологами Центра социального обслуживания (журналисты побывали на очередном тренинге для родителей по программе «Радуга»)

Правила в семье. Зачем они нужны?

— Правила помогают ребёнку справляться со стрессом (ведь его жизнь будет понятно устроена, он будет знать, как поступать в той или иной ситуации), научают его режиму – соответственно ребёнок больше успевает, лучше учится, — объясняет психолог Елена Гребнёва.

Строятся правила с учётом условных цветных границ.

Зелёная зона – это то, в чём мы не ограничиваем ребёнка. Например, он вправе сам выбирать себе друзей, решать, в какие игрушки играть.

Жёлтая зона (она самая большая!) — можно, но с ограничениями. Например, отдохнуть после школы можно, но уроки должны быть сделаны до определённого часа. Со временем (у каждого свой период) у ребёнка выработается внутренняя дисциплина.

Оранжевая зона — нельзя, но ввиду особых обстоятельств – можно. Например, ложится спать ребёнок в определённое время. Но в праздник он может лечь попозже, чтобы посмотреть салют, или может лечь позже, чтобы встретить приезжающего с вахты папу. Дети за это бывают очень благодарны.

Красная — зона запретов. Это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах. Например, лезть в розетку, обзываться, драться. Это то, что дети должны обязательно соблюдать: Правила дорожного движения, правила гигиены.

И ещё пять моментов, которые должны уяснить все домочадцы:

  1. В нашей семье существуют правила. Если мы, родители, их сами нарушаем, то и ребёнка научаем нарушать их и, соответственно, врать. То есть, прежде всего, надо начать с себя.
  2. Ограничений и запретов не должно быть много.
  3. Наши запреты не должны вступать в противоречие с природой ребёнка. Например, нельзя требовать от подвижного ребёнка, чтобы он молча сидел на диване. Лучше не запрещать малышу ходить по лужам, а надеть ему высокие сапоги и доставить такую радость.
  4. Моменты противоречий между родителями, бабушками и дедушками должны быть согласованы. Правила — для всех и действуют везде. Иначе можно научить ребёнка манипулировать. Сначала бабушкой, потом податливым учеником в классе («принеси мне булочку», «дай списать»), затем могут случиться вещи и посерьёзнее…
  5. Важен тон, в котором мы разговариваем с ребёнком. Он должен быть дружелюбно-разъяснительным, чтобы ребёнок не отдалялся от нас (особенно часто это случается с взрослением детей). Все правила и запреты должны быть объяснены.

Подготовила Лариса Косьян.