Безопасность пациентов 

17 сентября — Всемирный день безопасности пациентов.

Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера.

Безопасность пациентов определяется как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи». В более широком контексте системы здравоохранения под обеспечением безопасности пациентов понимается «система организованных мероприятий, благодаря которым в сфере здравоохранения формируется организационная культура, процедуры, модели поведения, технологии и факторы среды, позволяющие целенаправленно и планомерно ограничивать риски, снижать распространенность предотвратимого вреда, уменьшать вероятность ошибок и смягчать последствия, имеющие место в случаях причинения ущерба».

Основные факты:

  • Примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти. В странах с низким или средним уровнем дохода смертность в результате небезопасного оказания помощи составляет четыре случая на 100 пациентов.
  • Более 50% случаев причинения вреда (один случай на каждые 20 пациентов) можно предотвратить; в половине таких случаев ущерб здоровью вызван применением лекарственных препаратов.
  • Согласно некоторым оценкам, при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, при этом до 80% (23,6–85%) таких случаев можно предотвратить.
  • К распространенным нежелательным явлениям, которые могут нанести предотвратимый вред здоровью пациента, относятся: ошибки применения лекарственных препаратов, небезопасное выполнение хирургических процедур, передача инфекций в процессе оказания медицинской помощи, диагностические ошибки, падения пациентов, образование пролежней, ошибки идентификации пациентов, небезопасное переливание крови и венозная тромбоэмболия.
  • Выделение ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее, улучшению исходов болезней. В частности, вовлечение пациентов в процесс оказания медицинской помощи позволяет получить значительную отдачу от таких капиталовложений и при надлежащей организации взаимодействия с пациентами способствует сокращению бремени причиняемого вреда на 15%.

Многие ошибки, приводящие к нанесению вреда пациентам, обусловлены не методами работы одного или нескольких членов медицинского или вспомогательного персонала, а скорее недостатками систем и процедур, которые способствуют совершению ошибок персоналом.

Поэтому для понимания первопричин медицинских ошибок необходимо перейти от привычной практики поиска виноватых к более системному подходу. В соответствии с таким подходом ошибки объясняются системными недостатками структур и процессов с учетом того, что все работники медицинского учреждения в силу своей человеческой природы выполняют обязанности со значительными эмоциональными перегрузками в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки. При этом, однако, не игнорируются проявления халатности или ненадлежащего поведения со стороны персонала, приводящие к некачественному оказанию помощи.

Безопасная система медицинского обслуживания характеризуется принятием всех необходимых организационных мер, позволяющих планомерно предупреждать и ограничивать причинение вреда пациентам, включая следующие меры:

  • принятие установки на обеспечение безопасности на уровне руководства и формирование культуры безопасности;
  • обеспечение безопасных условий труда и безопасности процедур и процессов оказания медицинской помощи;
  • совершенствование профессиональных навыков медицинских и медико-социальных работников и повышение согласованности бригадной работы и взаимодействия;
  • привлечение пациентов и членов их семей к разработке правил, проведению исследований и совместному принятию решений; и
  • создание систем регистрации инцидентов, связанных с обеспечением безопасности пациентов, в целях учета сделанных выводов и реализации непрерывных улучшений.

Выделение ресурсов на обеспечение безопасности пациентов положительно сказывается на медицинских исходах, способствует сокращению издержек, обусловленных нанесением вреда пациентам, повышает эффективность работы систем и способствует формированию позитивного и доверительного отношения населения к системам здравоохранения.

Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/patient-safety.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*