Кто вырастит репку,

или Почему нам нужно учиться созидать

В июле исполнилось 130 лет со дня рождения советского физика, инженера, нобелевского лауреата Петра Капицы. На федеральных каналах прошли фильмы и передачи, посвящённые выдающемуся учёному и человеку. Но не прозвучало в них одной важной мысли, которую озвучил в нашей редакции фроловчанин, бывший инженер-конструктор Владимир Джелали (мы знакомили с ним наших читателей в ноябрьском номере прошлого года).

— В 1970-х годах Пётр Леонидович сказал о том, что «промышленность США нуждается в развитии совершенно новых технических направлений», «рождение новых областей техники не только оказывается наиболее выгодным для помещения капитала, также имеет социальное значение, поскольку поглощает безработных и повышает уровень жизни». Даже такая развитая страна, казалось бы, реагирующая на новации, имеющая большой запас свободных капиталов, оказалась не способной воспринять очень важное предложение Капицы. Совершенно недостаточное техническое развитие штатов в результате приводило к мировым войнам. Что происходит и сейчас.

Речь идёт о том, что надо развивать, не только, как принято в мире в наше время, технологии, идеи класса «знаю как» (ноу-хау), но и, порой в первую очередь, идеи класса «знаю что» (ноу-вот). Этот вопрос «что?» определяет уже другое направление инженерно-изобретательской мысли — техническое (а не технологическое): что надо сделать, создать, чтобы решить те или иные задачи. Простой пример на пылесосе. Технология – это условия, необходимые для создания пылесоса. А сам пылесос (техника) служит непосредственно человеку. Идея «знаю что» — это изобретение того, что нужно непосредственно человеку и обществу.

К сожалению, это направление остаётся фактически вне поля зрения науки, общественности, каждого и даже правительства. Это проявляется, в частности, в разрабатываемых программных документах, законопроектах и даже в названиях ведомств – «…по делам технологий». Современная инновационная система занимается идеями и авторами только с момента признания воплощённой автором образца в пределах его возможностей, и только если она очень выгодна. 

Владимир Иванович, который посвятил немало статей теме развития инновационной культуры и системы в обществе, уверен, что в условиях сегодняшних мировых событий, нашей стране чрезвычайно необходима система и культура, стимулирующая и обеспечивающая рождение идей, их сбор, сохранение и продвижение:

— Необходимо создавать все возможные условия для деятельности не только бизнеса, но и для созидательной деятельности (творения пользы, изобретения устройств, которые помогают людям жить гармонично) и её носителей, для активной и инициативной (не пассивной, обломовской) нравственной деятельности, с привлечением возможностей широчайших кругов творцов и инноваторов (людей и организаций, которые помогают творцам).

Способность воспринимать самые разные идеи, в частности «знаю что», считает Владимир Джелали, есть именно у нашего народа, имеющего развитое чувство бескорыстия. В отличие от тех же американцев, которые превыше и прежде всего ставят деньги, выгоду. Бескорыстие – одна из главных основ организации инновационного процесса, определяет отношение между сотрудниками, к автору и инноваторам, утверждает он.  Также нашему народу, в отличие от европейцев, американцев, свойственны соборность, коллективизм, а не индивидуализм (хоть его и навязывали нам 30 лет), а это значит, что мы лучше можем думать и действовать в общих интересах, вместе, сообща, синергетично.

Владимир Джелали предлагает внедрить в России разработанную в советское время им и его коллегами при поддержке института кибернетики, сотен людей и многих организаций систему сохранения и активизации новых идей, которая, по его мнению, должна эффективно и как можно скорее заработать в России, способствовать прогрессу в стране и вместе с тем формированию дружеского сотрудничества стран и народов во всём мире. Эта система — для инициации, организации сбора и объективной доброжелательной оценки достойных идей (конечно же, с документальным закреплением авторства), сохранения идей для тех, кто найдёт пути их применения и развития. А это развитие должно идти с привлечением неограниченного круга людей.

Творцом или инноватором может быть и случайно оказаться каждый из нас, говорит автор системы сохранения и активизации новых идей. И приводит примеры:

— Старый солдат Семён Жестянский принёс Кутузову подкову без шипов (когда уже замёрзла земля). И подарил ему таким образом, по выражению фельдмаршала, всю французскую кавалерию. Хорошую идею преподнёс старый солдат? Согласитесь, важен и тот человек, который пропустил солдата к Кутузову. Не пропусти он его, кто знает, каким бы был исход решающего сражения.

Кто придумал автомат Калашникова? Простой солдат из крестьянской семьи, имевший семь классов образования. Рождение этого изобретения, его совершенствование происходило благодаря людям, которые окружали Калашникова, сама система.

Первый советский робот, получивший название «В2М», был создан в 1936 году школьником Вадимом Мацкевичем. Он же автор прибора, благодаря которому наши завоевали воздушное пространство во время войны в Северной и Южной Корее. Эту победу американцы назвали первой победой СССР в атомной войне (тогда они отменили атомную бомбардировку на Советский Союз).

Вспомним учёного-самоучку Константина Циолковского, первого в мире разработавшего теоретические вопросы космонавтики.

Или учащегося Юрия Кондратюка, разработавшего схему полёта на Луну, которою использовали американцы (отдали должное – с благодарностью).

Таких примеров много. Как и тех, когда идеи творцов не принимали.

Изобретение лампочки принимать не хотели, паровоз тоже приняли не сразу, создатель ксерокса обошёл 22 фирмы, считавших, что этот аппарат не нужен. Далеко не каждый выдержит множество отказов.

А сколько идей просто потерялись с течением времени? Даже предложение Капицы. Сколько идей сегодня, оказавшись отвергнутыми, не получившие должного внимания, но нужные в будущем, могут исчезнуть?

Чтобы этого не случилась, он и предлагает систему сохранения и активизации новых идей, в большой степени сравнивая её с известной русской сказкой «Репка», где репка – это идея, а вытаскивающие её – инноваторы. Только в системе есть ещё и процесс выращивания и реализации «репки». И даже «мышка», которая, может, ничего и не смыслит в «репке», то есть случайный человек, организация, страна, могут играть решающую роль.

— Идеи бывают пяти уровней: реализуется самим автором, коллективом, организацией, государством и всеми землянами, — поясняет автор.

Владимир Джелали готовит письмо Президенту РФ, обратился с письмом в Российскую академию наук, готовит обращения в высшие ведомства.

— Как выразился известный историк Андрей Фурсов, если в советское время мы растили созидателей, то сегодня мы готовим не думающих о будущем потребителей. Ситуацию нужно менять. Нужно учиться созидать будущее.

Чтобы мы не потеряли возможность создания удивительного мира человечности, красоты и гармонии.

Лариса Косьян.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*