На Масленой неделе хозяйки потчуют родных и гостей блинами. Мария Степанова подаёт их по народной традиции – на рушнике, который сама вышивала.
— Сегодня рушники можно увидеть разве что на свадьбах да на народных праздниках, а когда-то без них не обходилось ни одно важное событие в жизни, — говорит мастерица. – Рушник – это не просто вышитое полотенце, он несёт в себе некое напоминание о родственных связях с предками, ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно прочесть зашифрованную историю их жизни.
— А что «написано» на этом? – беру один из рушников.
— Это свадебный. Дерево рода жениха и невесты несёт информацию об их родных: каждая веточка – человек, жив – направлена вверх, нет – вниз. Павлин – птица семейного счастья. Это как пожелание молодым. Птицы должны быть обязательно повёрнуты головами друг к другу. Существовало много разновидностей рушников, каждый нёс свой смысл и имел своё предназначение. Были они свадебные, родильные, крестильные, хлебосольные (на нём выносили хлеб-соль, когда встречали дорогих гостей), «Божники» (обрамляли иконы), пшеничники (им накрывали миску с кутьёй), блинники (дарили на Масленицу гостеприимным хозяевам за вкусное угощение) и пасхальные (для выпеченных куличей), подорожные и обыденные.
Я обращаю внимание на вышитые узорами ленты.
— Это лента-оберег. У неё свои символы: солнце; жар-птица – в народном прикладном творчестве связь между небом и землёй; женский силуэт – обычно славянская богиня плодородия Макошь, покровительница домашнего очага и плодородия; древо жизни – как источник жизни и плодородия, мудрости и бессмертия. Такие ленты мать должна вышить и подарить детям, чтобы они оберегали их дома и семьи.
Именно обережные, защитные свойства у рушника первостепенны, а уж потом – декоративные. И при его создании обязательным было выполнение строгих правил, обусловленных вековыми культурными традициями. Например, свадебный рушник нельзя вышивать после заката солнца. На любом рушнике не должно быть узелков и петель ни с лицевой, ни с изнаночной стороны – это символизировало чистоту мыслей и действий. Тщательно подбирались символы для вышивки – считалось, они могут предопределить, изменить судьбу, и вышивальщица, создавая орнамент, «программировала» жизнь, вкладывая в работу свои мечты и надежды.
Рушники Мария Константиновна вышивает двенадцать лет, и сегодня их у неё уже целая коллекция. Нет ни одного повторяющегося – у каждого свой узор, меняется техника исполнения, ткань. Есть и вышитый по старинке – без канвы. Первый её рушник был копией того, что обрамлял икону в доме бабушки.
– Вышивала его мама. Она была знатная рукодельница – шила, вязала, вышивала. И нас, пять дочерей, научила. А ещё пятеро сыновей было. Да, такая большая семья. Нас, Филипповых, все в Грачах знали. У бабушки, кстати, тоже десять детей было. Род наш казачий, идёт из станицы Малодельской. Бабушка рассказывала, что девочек с семи лет учили вышивать. Скатерти, занавески, рушники – для дома и в приданое. Каждая уважающая себя хозяйка в своей жизни вышивала хотя бы один рушник.
Традиции эти ушли, но благодаря таким мастерицам, как Мария Степанова, не забыты. Коллекция её рушников пополняется новыми. Свои работы мастерица представляет на городских и областных выставках, знакомя нас с народной культурой, народным творчеством славян.
А ещё она старается сохранить кусочек быта ушедшей эпохи – оставила бабушкину прялку, лампу, утюг на углях, вязаную скатерть, вышитые подзорники. Называет это своим маленьким музейчиком в память о предках. А большой сундук передала в городской музей.
Рушник – это уже тоже часть истории. Истории народной культуры.
Светлана Базилевская.
Отправить ответ