Хвалить или наказывать

Психолог Центра социального обслуживания населения Юлия Терещенко рассказывает, как в комбинации с нашим, родительским отношением к миру формируется мировосприятие ребёнка

  1. Я плохой и мир плохой

Во взрослом состоянии это проявляется в том, что самооценка очень низкая, веры в свои силы нет и не предвидится, я — неудачник, и ничего у меня не получится никогда. Мир враждебен, люди – козлы, хотят мне зла.

Что нам надо сделать, чтобы ребенок вырос таким? Надо лишить его инициативы во всем («Давай я сама сделаю, ты все равно не сможешь»). Надо наказывать его за проступки: не разговаривать, шлёпать по губам, обзывать. Почаще употреблять «сам виноват». Сравнивать с другими детьми, которые лучше его. Ну, разумеется, винить в своих неудачах других при ребенке — тоже желательно. Сваливать то на папу, то на братика, то на бабу Галю. Ныть. Ныть. Ныть. Бить тоже можно.

  1. Я плохой, а мир хороший

В нем живут чудные талантливые люди. Им все удается, Земля вертится для них. Они могут найти работу, они здоровы, у них семьи, любовь, счастье. Но не у меня. Я — отброс общества, никуда не гожусь. Жизнь меня наказывает за то, что я сделал, делаю и буду делать. Мне не видать везения. Я виноват.

Что вы можете сделать для своего ребеночка, чтобы он вырос таким? Тоже много не надо. Тактика поведения такая же, как в предыдущем пункте. Но при этом восторгаться миром. Другими детьми. Другими семьями. Чужими успехами. Но не забывайте напоминать ему, что сам-то он, конечно, ничтожество. А вот Петенька…Машенька… Они всё смогут в жизни.

  1. Я хороший, мир плохой

Я — талант. Я — дарование. Я все могу. Я молодец и самый лучший в мире. Как только я встану с дивана — мир содрогнется от моих талантов. Я бы добился всего, но вот мир… он недооценивает меня, относится ко мне несправедливо. Люди высокомерны без оснований, злы или агрессивны. Они не дают мне пробиться («куда ж я пробьюсь, если кругом протеже, лучшие места любимчикам и родственникам»). Сколько бы я ни работал — они своруют больше.

Как воспитать такое? Хвалить, хвалить, хвалить. Любой успех принимать, как свершение: «Ты моя сюсенька-пусенька. Сладусик», «Что, Петька ударил? Ах, он негодяй! Марь Иванна двойку поставила? Да она сама дура».

  1. И я хороший, и мир хороший

Я способен многое сделать и еще большему научиться. Я могу и хочу делать то, что приблизит меня к цели. Да, случается в жизни всякое. Но это всякое — проходит. Люди меня ценят. Упал? Встану. Со всяким бывает…

Воспитать такого человека тоже просто. Тактика: «Ты хороший. Ты хороший не за свои поступки или проступки, а просто потому, что ты родился на свет. Поступки, достойные поощрения, — всегда поощрять (адекватно поступку: руки помыл – молодец, первое место в олимпиаде занял — семейно отметим). Лучший способ реакции на поступок, который ребенок совершил неожиданно и не слишком удачно – не заметить. Пока ребенок маленький, он то и дело проверяет мир на способы реагирования: «Вот за это меня похвалили (засмеялись, улыбнулись, обрадовались) — это можно повторить. А вот это, почему-то, сколько ни повторяй, никакой реакции не вызывает. Еще и сказали потом, что так делать нехорошо, а значит, это я повторять больше не буду». Родители — источник надежности и безопасности.

 

 

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*