Христос Воскресе!

В преддверии праздника праздников и торжества из торжеств мы пообщались с епископом Урюпинским и Новоаннинским Елисеем.

— Владыка, с праздником Пасхи у каждого связаны свои уникальные воспоминания. Расскажите, пожалуйста, о своей первой осознанной Пасхе в храме. Что тогда означал для Вас этот светлый праздник?

— Искание смысла жизни привело меня в молодости к интересу религиозными вопросами. Тогда, в конце 80-х-начале 90-х годов, стали появляться статьи о вере, о Церкви. Помню, в журнале «Работница» был опубликован небольшой отрывок из Нагорной проповеди. До этого религия была закрытой темой, и вдруг — отрывки из Священного Писания! Правда, тут же в журнале были размещены гороскоп, гадания… Люди всё это читали. И нужно было отсеивать зёрна от плевел. Как-то увидел объявление о том, что в Волгоградском планетарии будут показывать фильм об Иисусе Христе, и я пошёл посмотреть. Я тогда был поражён тем, что Иисус Христос знал, какие страшные события с Ним произойдут, какие страдания Его ждут, и он, исцелявший больных и воскресавший мёртвых, ничего не сделал, чтобы избежать этих страданий. В поиске истины среди массы пустых вещей я начал ходить в храм, ещё не совсем понимая церковные службы, смысл Таинств Церкви. Тянуло в церковь. Так я решил пойти на пасхальную ночную службу. Это был 1991 год. Праздник Светлого Христова Воскресения совпал с Благовещением Пресвятой Богородицы. В народе говорили, что это к каким-то несчастьям. Хотя, совсем ведь наоборот, — это двойная благодать. Несмотря на суеверные разговоры, я решил пойти. Всю службу в храме Казанской иконы Божьей Матери (в Волгограде) меня переполняла такая радость, которую не объяснить словами. Я вышел из храма — ночь. Прекрасная тихая звёздная ночь. Транспорт уже не ходил, и я пошёл пешком. Мне казалось, что за спиной у меня словно выросли крылья. Утром вместе с родными поехал на кладбище, как было принято в советское время. Там, на кладбище, состоялась моя первая проповедь. Мне хотелось донести до моих родных то, что знаю и чувствую сам.

— Как поняли Вы тогда значение Воскресения Христа для каждого из нас?

— Тогда пришло очень важное понимание покаяния. Если до этого мы держали в себе всё, о чём сожалели, и для нас было чем-то позорным рассказать об этом, то тут оказалось, что всё можно рассказать Христу, который тебя понимает, а главное – прощает. И тот груз, который ты долго держал в себе, после исповеди у батюшки (её не нужно стесняться, грехи у всех, поверьте, одни и те же) вдруг исчезает, рассеивается, как дымка. Ты умирал, и тут ты воскресаешь. Открывая себя Христу, человек отходит от того пути, который вёл его к смерти. Тебя вдруг словно кто-то берёт за руку и ведёт — выход есть. Исчезает страх, который вёл тебя к смерти. Когда человек соприкасается с Христом, он просыпается, прозревает. С него словно оковы спадают. Вместо этих порабощающих оков приходит ощущение истинной свободы, внутренней свободы. Ты ощущаешь настоящее счастье. Ты знаешь, что живёшь не для того, чтобы умереть (жизнь земная ведь, оглянитесь назад, пролетает как миг), а для того, чтобы жить вечно.

— Но в большинстве своём людей волнуют их земные, житейские вопросы, они идут в храм просить Бога о разрешении каких-то проблем…

— Это естественно, что человек просит о том, что его беспокоит. С чего-то надо начинать. Но вспомните слова Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Можно жить в большом достатке, иметь много денег, но это не является критерием счастья. У апостола Павла читаем: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Если мы в своей жизни делаем ставку только на успех материальный, временные радости, это не принесёт нам счастья.

— Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас…

— Да, внутри нас либо свет, либо тьма. Среднего не дано.

— Вы сказали про свет, а мне вспомнился Благодатный огонь. Урюпинская епархия тоже привозит его на Пасху в свои храмы?

— Да. В Урюпинске в Светлое Христово Воскресенье по традиции возле арки в честь Урюпинской иконы Божьей Матери совершается Пасхальная Великая вечерня. К этому времени привозится Благодатный огонь, который раздают всем присутствующим.

Схождение Благодатного огня на Пасху в храме Гроба Господня в Иерусалиме — это явное чудо. Пасха — переходящий праздник, ежегодно её дата меняется. А Благодатный огонь обязательно сходит в Великую Субботу накануне Светлого Христова Воскресения. На протяжении веков это чудо поражает умы людей. И всё это время делаются попытки развенчать его, обвинить православных в мистификации. Что поразительно – Благодатный огонь сходит в Кувуклию над Гробом Господним, когда там молится православный патриарх. В конце XVI века, когда Иерусалимом владели турки, на православную Пасху в храм не пустили православного патриарха. И он молился у входа. И вскоре в одну из колонн перед воротами ударила молния. Колонна раскололась, и сошел Благодатный огонь. Эта расколотая колонна сохранилась до наших дней.

— Как священнослужитель, Вы часто становитесь свидетелем чудес, происходящих в жизни своей паствы?

— Когда человек приходит в церковь, становится её чадом, он находится рядом с чудом, присутствует среди этого чуда, и с ним происходят чудеса. Люди по вере своей и усердным молитвам получают исцеление, чудесным образом устраиваются их жизни с помощью Божией. Но самое главное чудо — это преображение человека. Стоит только этого пожелать. Когда человек соприкасается с Богом, он начинает ощущать Его участие в своей жизни. Когда яростный атеист становится верующим человеком — разве это не чудо?

— Что бы Вы сказали тем людям, которые считают, что для Бога главное, чтобы человек был добрым, а для этого необязательно ходить в храм?

— А разве добрый человек означает счастливый? Разве нет среди добрых людей отчаявшихся, потерявших смысл жизни, алкоголиков, наркоманов? В церкви человек получает духовную помощь. Причащаясь Святых Христовых Тайн, мы незримо соединяемся со Христом, приобщаемся Ему. Человеческая доброта — это тоже дар Божий. Один из талантов. Господь даёт людям много талантов, и эти таланты нам надо развивать, иначе мы зароем их в землю. В церкви мы получаем силы развивать эти таланты, развивать в себе добродетель.

— Владыка, а можно попросить Вас рассказать какой-то свой личный случай чудесного участия Бога в Вашей жизни?

— Их очень много. Наверное, каждый верующий человек может рассказать много примеров из своей жизни. Мне вспомнилась поездка в Иерусалим в декабре. По дороге я из-за резкой перемены климата заболел, поднялась высокая температура, совсем не было сил. Подъехали к месту, где крестился Иисус Христос. И я решил, что несмотря ни на что буду погружаться в воду. Пришла мысль: «Умирать, так в Иерусалиме!». Погрузившись три раза, почувствовал, что хворь исчезла. Был случай: поехали мы в Москву за церковной утварью (я тогда ещё священником был), в морозную ночь водитель задремал, и машина перевернулась. Слава Богу, все остались живы. Стали искать возможность добраться обратно домой. Остановили грузовик, водитель которого согласился довезти нас до Тамбова. Я с провожающим сел в грузовик, а водитель остался в машине (на буксире). Первое чудо – у водителя грузовика оказались для него тёплые вещи, валенки, рукавицы. Доехали до Тамбова. Стали думать, как добираться дальше. Выяснилось, что грузовик едет до Волгограда. Как и многие путники, молились мы в дороге Николаю Угоднику. В пути, в волнениях и переживаниях, с водителем грузовика даже не познакомились. Как доехали, спросили имя, чтобы молиться о его здравии. А он отвечает: «Николай». Ну что бы это означало для неверующего человека? Совпадение. А верующий человек знает, ничего случайного в жизни не бывает.

Беседовала Лариса Косьян.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*