Учить и воспитывать — это служение

Каким быть школьному образованию и единым учебникам? Об этом шла речь на площадках Международных Рождественских чтений в Москве

Одним из делегатов крупнейшего церковно-общественного форума от города Фролово стала директор православной гимназии Елена Растеряева. Мы попросили её поделиться впечатлениями.

— Рождественские чтения — это уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания. Каждый год форум объединяет духовенство, представителей власти, научной, культурной общественности и педагогического сообщества. На этот раз Чтения были посвящены глобальным вызовам современности.

…Выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Государственном Кремлевском дворце задало тон всей программе Рождественских чтений. В своём докладе он обозначил многие вызовы современности, от которых никто уклониться не сможет. И ответ предстоит давать на общецерковном уровне, на уровне приходской жизни, на уровне личной жизни. «Потому что если мы не будем давать ответы, то вызовы нас победят. А это будет означать приближение конца истории, потому что в этих вызовах заключена колоссальная опасность не только для духовной жизни, но и для человеческой жизни вообще», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.  Сегодня каждый человек сталкивается с воздействием глобализации —через моду на поведение, слова, мысли, некую философию. Именно традиционные духовно-нравственные ценности делают нас сильнее. Их сегодня, как никогда, нужно отстаивать и защищать. Поэтому нельзя лишать детей возможности изучать духовные основы своей культуры. По мнению Патриарха, недостаточно того, чтобы предмет «Основы православной культуры» изучался только в начальных классах.  Патриотическое воспитание, считает Патриарх, должно опираться на традиционные религиозные ценности.

…Директоров православных образовательных учреждений и школ со всех уголков страны объединила секция «Современная православная школа». Возглавил секцию председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Архиерей напомнил об идее создать Ассоциацию православных педагогов. Сегодня она находится в процессе реализации. В работе секции принял участие директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Максим Костенко. Бывший министр образования Алтайского края, он со знанием дела говорил о школьной программе, недостатках современных учебников. По его словам, предметы гуманитарного цикла должны быть наполнены иным смыслом. В учебниках истории сейчас много времени отводится на всеобщую историю, а изучение истории России начинается только с 6 класса. Курс истории родной страны нужно расширять. Также необходимо расширять кругозор детей по окружающему миру. Говорил о синхронизации литературы и обществознания. Новый учебник по обществознанию будет совсем другим. В учебник по литературе, считает Максим Александрович, необходимо включать жития святых, чтобы наши дети знали о подвигах преподобного Сергия Радонежского, князя Дмитрия Донского и других русских подвижниках и великих воинах. Руководитель Департамента подчеркнул важность соработничества в сфере образования с Церковью. Сказал о необходимости интегрировать духовно-нравственную культуру в уроки рисования и музыки.

Ещё один важный вопрос, который поднял Максим Костенко, — защита и чистка русского языка, недопустимость заменять иноязычными словами родную лексику.

…Была представлена вниманию педагогов образовательная платформа «Клевер лаборатория», на которой реализуются программы повышения квалификации преподавателей предмета «Основы православной культуры». На этой платформе доступен бесплатный курс подготовки (72 часа), можно использовать методические материалы.

…В Год педагога и наставника в России отмечается 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Его имя занимает особое место в мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по степени научной обоснованности — труды Ушинского не имеют себе равных. На их основе разработана система обучения «Русская классическая школа», которую мы используем в нашей православной гимназии. На Рождественских чтениях впервые работала площадка, которая объединила педагогов, желающих вернуться к классической школе. Я была поражена —в огромном зале не было свободных мест. Учителя хотят нормально, последовательно учить детей, стремятся по этому поводу достучаться до государства.

Выступали методисты РКШ, делились опытом использования этой системы обучения образовательные центры. Один из них — московская гимназия при храме святителя Василия Великого. В советское время из системы обучения Ушинского убрали принцип религиозности, были взяты только народность и гражданственность. Из-за чего она была оторвана от своей сути.

…Во время работы площадки ставились вопросы о подготовке педагогов. Боль многих школ — острый дефицит кадров. Выпускники педагогических вузов не идут работать по специальности. Те, кто работает в школе, по словам выступившей на Рождественских чтениях депутата Госдумы Анны Кузнецовой, «выжили» не благодаря чему-то, а вопреки всему. Участники Рождественских чтений порадовались тому, что государство ушло от термина «услуги» по отношению к учителю. Учить и воспитывать детей —это служение.

Лариса Косьян.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*