Школы военной поры

10 класс школы №1 им.Горького. Пятый слева во втором ряду – директор Тимофей Корнеев, шестой – завуч Александр Беземский. 1941 год.

 

В городе обустраивается сквер Учителя — в благодарность фроловским педагогам. У нашего образования богатая история, продолжаем её листать…

Война, голод, холод. Но дети учились. Не хватало школьных тетрадей – писали на обрывках бумаги, газетах. Чернила делали из сажи: брали её из печи и разводили водой. Старались больше материала учить устно. Вечерами ученики занимались при свете керосиновых ламп.

— Нас, старшеклассников, часто посылали на уборку урожая, на борьбу с вредителями полей, на погрузку зерна в эшелоны. Мобилизовали на рытье окопов под городом Калач и у станицы Клетская, — воспоминал Владимир Свиридов, бывший ученик школы №51 (ныне №6), а с 1977 по 1986 годы её директор. – В ноябре 1941 года я и трое моих одноклассников изъявили желание одновременно с занятиями в школе получить специальность токаря. В депо мы обучались больше ночами, готовились заменить ушедших на фронт старших товарищей, своих учителей.

 

Осенью 1941 года в помещениях школ стали размещать военные госпитали. Уроки теперь проводили в частных домах на окраине города, на квартирах учителей, в железнодорожном клубе.

В здании на ул.Свердлова, 35 занимались ученики двух школ: одной – в первую смену, другой – во вторую. Но вскоре и это здание отдали под военный госпиталь. Парты сложили в школьном дворе, учебное оборудование и библиотеку перенесли в подвал. Два десятых класса школы №1 занимались в доме на углу улиц Московской и Революционной, девятые – в доме по улице Первомайской, другие классы – в домах по улицам Международной, Фроловской, Ковалева, в Грачах.

Даже налеты вражеской авиации не могли заставить фроловских учителей прекратить работу. Они вели уроки, были агитаторами, посещали занятия в кружках первой помощи и на курсах противовоздушной обороны.

 

Многие педагоги встали на защиту родной страны. Ушли на фронт И.Г. Корнеев, А.И. Беземский, И.Г. Калинин, А.И.Грунин, В.П. Иваненко, В.В. Пономарев, А.В. Гришин, Н.В. Чичерова и многие-многие другие. Воевал и директор Грачевской начальной школы Павел Вершинин. Сегодня в музее «История народного образования» в Центре детского творчества хранится его письмо с фронта (на фото) . 10 января 1942 года он писал: «Месяц пребывания на войне стоит нескольких лет мирной жизни. И я бы с удовольствием согласился в самых плохих условиях жить в мирной обстановке… Я попал под сильный пулеметный обстрел, вся шинель пробита, но меня не тронуло. За месяц пребывания в боях привык уже к военной музыке: грохоту орудий, пулеметов и минометов…».

 

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом фронт откатился от города, и в разрушенном вражеской авиацией Фролово стала налаживаться мирная жизнь.

На углу улиц Московской и Народной начали строить (привлекая пленных немцев) новую школу взамен разрушенной (сегодня это школа №6).

Стали восстанавливать пострадавшее от авианалетов здание школы имени А.М. Горького на ул.Свердлова. Не было ни гвоздей, ни стекол. Окна на 4/5 заделаны кирпичом. Дров и угля для отопления школы тоже не было. В классах было так холодно, что замерзали чернила в чернильницах. Ученики и учителя сидели в шубах, шапках и перчатках, но занятия не прерывались.

В 1944-1945 учебном году стало легче. Учащимся и учителям выдавали на завтрак по 100 г хлеба и чайной ложке сахара. Это было хорошее подкрепление.

В школы возвращались пришедшие с фронта учителя, в коридорах зазвенели веселые голоса учеников.

Ирина Гонтар, методист Центра детского творчества.

Продолжение следует.

 

Центральное место в сквере должна занять скульптура Учителя.  Какой ей быть – свои предложения можно направить в администрацию города (orgfrol@yandex.ru, тел.2-43-50) и редакцию нашей газеты (frolinfo@gmail.com? Тел.2-11-23).

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*