Семь профессий грейдериста

Павел Филонов, машинист автогрейдера ООО «Коммунальщик»

 

С кем хотел бы встретиться и чему учится Павел Филонов

Автогрейдерист – как ландшафтный дизайнер (улыбается): делает территорию комфортнее, краше. Перемещаю грунт под строительство зданий, при реставрации дорог в частном секторе выравниваю полотно, профилирую обочины, чтобы вода с дороги стекала. Когда строился детсад «Семицветик», планировал под него площадку, после строительства физкультурно-оздоровительного комплекса — территорию вокруг.

Мастерство грейдериста – точно определить градус уклона. Ножом грейдера можно и арык вырыть, и стену поштукатурить — он поднимается до 90 градусов. Для управления им в кабине 11 рычагов.

Я с 13 лет работал на тракторе ДТ-75, комбайне «Дон-1500» – выполнял прямое комбайнирование, свал, подбор. Отец работал в колхозе, потом ушёл в фермеры, и я с ним в поле. А когда он заболел, мне пришлось самому обрабатывать землю, сеять, но прежде — отремонтировать трактор. Когда собрал урожай, с элеватора прислали бумагу, что по качеству моё просо лучшее. Я так горд был!

Наш класс в Терновской средней школе был последним, который выпускался с удостоверениями тракториста, слесаря и водителя категорий «В» и «С». Потом я ещё на экскаваторщика отучился, грейдериста. Так что могу работать на любой технике, которая есть на предприятии. А ещё — на асфальтовом катке. Сейчас учусь в промышленно-экономическом техникуме на автомеханика. Вместе со старшим сыном. Денис — на очном отделении, я — на заочном. Сейчас он проходит слесарную практику. Чтобы узнать технику, надо всю руками попробовать. Книжек одних мало.

Был период — уезжал в Москву работать. Потом вернулся — воспитывать сыновей должен отец.

Есть у нас на предприятии старый трактор Т-40 с щёткой – он как испытательный полигон для всех новеньких. Были и такие, что испытание этим трактором не прошли. Но сейчас у него постоянный «хозяин» — Андрей Давыдов, кстати, мой одноклассник. Отладил трактор, зиму отработал. Раньше на буксире его таскали, теперь он.

Механизатор – вымирающий сегодня «вид». Наверное, человек пять приходили и уходили – им бы сразу новый трактор. А я помню, отец рассказывал, как он пришёл в колхоз устраиваться: «Вот автомобиль – рама в углу, всё остальное дадим. Собирай». Собрал, и от нового потом отказался.

Со школы интересуюсь историей. Увлёк учитель истории Иван Фёдорович Аликов. Знаете, чем он взял моего брата? Он с друзьями больше в спортзале пропадал, чем на уроках. Здесь Иван Фёдорович их и застал: «Я понимаю, что вам не нравится мой предмет, но давайте так: вы все по очереди подтягиваетесь, потом я, и если вы подтянетесь больше, отстану от вас, поставлю «тройки», если же я – будем изучать историю». Те заулыбались. Учитель снял пиджак, завернул рукава, подошёл к турнику и подтянулся на одной руке 100 раз. Мальчишки молча встали и пошли на урок.

Хотел бы встретиться с Петром I. Порасспросить, как жили в то время, как он рубил «окно» в Европу.

Возмутила задачка из сегодняшнего учебника: «Чтобы побить одного восьмиклассника, надо три пятиклассника. Сколько надо пятиклассников, чтобы побить трёх восьмиклассников?». Другая удивила: на картинке четыре ёжика, у каждого нарисовано по две ножки. Вопрос: сколько у ёжиков ножек? Правильный ответ – восемь. Вообще-то у четырёх ёжиков шестнадцать ножек…

Мы должны быть ближе к природе — ездим в лес, на святой источник, были в Каменно-Бродском монастыре. Выйдешь на взгорок, смотришь на рощу берёзовую – душа поёт. Обнимешь дуб, кажется, и взаправду он силой своей делится. Видели сыновья и радугу над рекой, и ёжиков, и знают, что у них по четыре лапки.

Что хотел бы изменить? В мировом масштабе менять – я маленькая сошка, а в своей жизни – как мама говорила, что сделано, то сделано, к прошлому нет возврата.

Светлана Базилевская.